Сибирские огни, 1987, № 8

л е ш м и д т у , р а с к о п а в ш е м у н е д а л е к о о т Т ы р ы ш к и е щ е в X I X в е к е н е б о л ь ­ ш о й к у р г а н и п о т р я с ш е м у в е с ь у ч е н ы й м и р с о о б щ е н и е м о н а х о д к а х , с р е ­ д и к о т о р ы х б ы л а к а д у ш к а с о л е н ы х г р у з д е й и б о ч к а к и с л о й к а п у с т ы . К а п у с т а э т а б ы л а э к с п е р т а м и а к а д е м и и и с п р о б о в а н а д л я г о т о в к и щ е й , п о с л е ч е г о з а М е л л е ш м и д т о м и з а к р е п и л о с ь з в а н и е т е п е р ь в с е м и з ­ в е с т н о е — п р о ф е с с о р к и с л ы х щ е й . А Г р и ш а С т р е л ь н и к о в — п о с л е с т р е м и ­ т е л ь н о г о н а л е т а п р о ф е с с о р а в л и м у з и н е — д в о е с у т о к б е г а л п о Т ы р ы ш к е с д р ы н о м и и с к а л т о г о « о ч к а р и к а » , к о т о р ы й п о р у ш и л е г о п о г р е б ! Н а д о н а п и с а т ь и с т о р и ю и д о л а , к о т о р ы й к о с о т о р ч и т и з к у л ь т у р н о й т р а в ы н а у ч а с т к е н а ш е г о А к а д е м и к а , — и д о л э т о т б ы л с л у ч а й н о н а й д е н о д н и м и з у ч е н и к о в А к а д е м и к а . У ч е н и к э т о т т о г д а п р о х о д и л с а м у ю п е р ­ в у ю с т у п е н ь п о с в я щ е н и я — н о с и л п о р т ф е л ь А к а д е м и к а и п о л у ч а л е г о б е л ь е и з п р а ч е ч н о й . К о г д а ж е о н н а ш е л и д о л а в к ю в е т е о к б л о Н о в о г о П о с е л к а , т о с р а з у б ы л д о п у щ е н к з а в а р и в а н и ю у т р е н н е г о ч а я А к а д е м и к а и н а м а з ы в а н и ю д л я н е г о б у т е р б р о д а с к а б а ч к о в о й и к р о й м е л к о г о п о м о л а . Н а д о с к а з а т ь , ч т о и д о л э т о т т а к в о в с е х с п р а в о ч н и к а х и з н а ч и т с я — « с л у ч а й н а я н а х о д к а » . И в о т к а к о й с л у ч а й т у т и м е л м е с т о : е х а л г р у з о ­ в и к , в е з р е к в и з и т д л я с ъ е м о к ф и л ь м а « П о л о в ч а н о ч к а м о я » . Р е к в и з и т д е л а л и д о б р о т н ы й , и з п р и р о д н о г о м а т е р и а л а , с д е л а л и и и д о л а к а м е н н о ­ го. В о т о н и з к у з о в а - т о и в ы п а л н а к о ч к е . И ч т о с а м о е у д и в и т е л ь н о е — к о н с у л ь т а н т о м ф и л ь м а о р о к о в о й п о л о в - ч а н о ч к е з н а ч и т с я н а ш А к а д е м и к . В о т у ж д е й с т в и т е л ь н о — С е в а с т ь я н н е у з н а л с в о и х к р е с т ь я н ! Н а д о — х о т ь в д в у х с л о в а х — н а п и с а т ь и с т о р и ю ж е л е з н о й а б с т р а к т ­ н о й с к у л ь п т у р ы , к о т о р а я р ж а в е е т и п о к р ы в а е т с я п р и х о т л и в ы м и ч е ш у й ­ к а м и о т с л а и в а ю щ е й с я к р а с к и п о д с н е г а м и и д о ж д я м и н а у ч а с т к е А к а ­ д е м и к а , — э т о н е п р о с т о п р о и з в е д е н и е б у р ж у а з н о г о и с к у с с т в а , э т о — п о д а р о к о т у ч е н ы х н е б о л ь ш о г о о с т р о в к а , н е о б о з н а ч а е м о г о н а к а р т е , п о ­ с к о л ь к у о н с у щ е с т в у е т т о л ь к о в ч а с ы о т л и в а . А к а д е м и к и э т о г о о с т р о в а , б у д у ч и в Е в р о п е , б ы л и н а в с е г д а п о р а ж е н ы э н ц и к л о п е д и ч е с к и м и п о з н а ­ н и я м и и и н т е р е с а м и н а ш е г о А к а д е м и к а . Д е й с т в и т е л ь н о , б ы л т а к о й п е р и ­ о д в е г о р а б о т е , к о г д а о н п и с а л п р е д и с л о в и я б у к в а л ь н о к л ю б ы м к н и ­ г а м — о т « Р е ц е п т о в у з б е к с к о й к у х н и » д о « П р а в и л д в и ж е н и я м а л ы х р е ч ­ н ы х с у д о в » , т о г д а ж е о н н а п и с а л п р е д и с л о в и е ( « Н а п у т н о е с л о в о » ) к и з ­ б р а н н о м у б о ч а т с к о г о к л а с с и к а А н и с и м а К у в ы р к а л о в а и к о м м е н т а р и и к в е р о я т н о м у э п о с у н а р о д о в т о г о с а м о г о о с т р о в к а , и с ч е з а ю щ е г о в ч а с ы п р и л и в а . В о т о с т р о в н ы е А к а д е м и к и и в ы р а з и л и с в о е п о р а ж е н и е и у д и в л е н и е т е м , ч т о п р и с л а л и н а ш е м у А к а д е м и к у с к у л ь п т у р у , к у п л е н н у ю п о д о д н и м ИЗ м о с т о в П а р и ж а и, к а к им с к а з а л и , с и м в о л и з и р у ю щ у ю В с е л е н н у ю З н а н и й . . . В о т т а к , п р о с л е д и в п р о ц е с с м ы ш л е н и я А к а д е м и к а и о п и с а в е г о о к р у ­ ж е н и е , м ы и з а к о н ч и м д е н ь , н о ч ь и в ы й д е м в н о в о е у т р о . Гам в с е п о й д е т к а к п о - п и с а н о м у ( с м . н а ч а л о р а с с к а з а в п р о ш л о м п и с ь м е ) , н о т о л ь к о с т о й р а з н и ц е й , ч т о м а т е р и а л и з о в а в ш и й с я П е с у в я ­ ж е т с я в л е с з а А к а д е м и к о м , х о т я т о т у с и л и е м у т р е н н е й в о л и б у д е т о с т а в ­ л я т ь е г о д о м а . . . И в о т н а и с х о д е у т р е н н е й з а р я д к и о н з а м е т и т н е к о е ш е в е л е н и е и ш о ­ р о х , и у в и д и т , ч т о е г о о т р е з а е т о т л е с а и п р и ж и м а е т к б о л о т у р а з н о п о ­ р о д н а я и р а з н о ш е р с т н а я с т а я с о б а к . Т у т — н и к а к и х а л л е г о р и й и п р о ч е й м у т и . Н и к а к и х п р и т ч . С а м ы е н а ­ с т о я щ и е с о б а к и — п р и г о р о д н ы е , о д и ч а в ш и е , с б и в ш и е с я с т а е й , О б .э т о м д о в о л ь н о п и с а л а н а ш а п р е с с а . С о б а к и м о л ч а л и в о , с о з н а н и е м д е л а о к р у ж а ю т А к а д е м и к а . - 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2