Сибирские огни, 1987, № 8
ными бестселлерами, журналами, зрелище — западными фильмами, что жил он в поле постоянно курсирующих слухов и сплетен о том и о сем, почерпнутых теми же шептунами из тех же лживых радиоголосов,, что перед самым призывом, от которого родители пытались его вся чески «спасти», этот молодой человек затвердил свое смутное миропо нимание на «броде» . Было такое занятие в конце пятидесятых — на чале шестидесятых в Н-ске. Молодежь б р о д ил а вечерами по глав ной улице от кинотеатра им. Маяковского до Дома офицеров. Задава ли тон в этом б р о ж е н и и так называемые «стиляги» — парни и де вушки, одетые по моде Запада, называющие друг друга «Кэт», «Стив»; «Боб», «Стас», «Бен» или кличками «Пробка», «Чалый», «С ивый » і Ч у в а к — он, ч у в и х а — она. Один беллетрист и теоретик этих «звездных мальчиков», позднее драпанувший на Запад, пояснял в своих писаниях так: чувак, чувиха — это выговор утомленных игрою саксофонистов, мол, губы у них устают... Ерунда, конечно, чувак —- это искаженное человек. Это слово, искаженное пониманием его сущности недочеловеком, сводящим бытие только к первой сигнальной системе- чувствованию. Потому — не человек, а чувствак, чувствиха... Но — вернемся к парню. Он, будучи радистом, получил возможность слушать «голоса». Во шел в контакт и долго был в контакте. И это дало свои злые плоды. Но только потому, что предварительно была унавожена почва его нераз вившейся и искривленной души. Заряд во втором твоем повороте марсианского сюжета будет вер ным, думаю, тогда, когда ты точно и определенно укажешь — не всё р а с т е к а е т с я и у н и ч т о ж а е т с я от воздействия перестроив шейся крови марсианского колониста, а только (по преимуществу или единственно) то, что неверно, вредно, некрасиво, порочно, — иными словами — то, что уже само выпадает из человеческой гармонии и принадлежит сутью своею иному миру или миропорядку. Тогда не' будет необходимости в угоду банальности указывать на средства про тив разрушительного действия крови пришельца с Марса, как это ты сделал, понудив его покончить жизнь: он сжег и дом, и себя в доме. Замыкаться в освоенном пространстве — географическом ли, ду ховном ли — отнюдь не в характере славянина, это не назовешь свой ством русского характера. Наоборот, — открытость, стремление при нять новое, неизведанное, поделиться своим — щедро и безоглядно, желание в движении своем дойти до края, в чувстве и мысли дойти до предела, и до дна выразиться в песне, в работе, в мечте, и все время быть готовым шагнуть навстречу, сделать первый шаг — вот что, я полагаю, характерно. В наше время, когда добрый контакт, синтез, интеграция утвержда ют многое в жизни, нет актуального смысла видеть в противоборче- ском контакте миров только угрозу для нашего человеческого обще ства... Понял, что в этом письме не доберусь до того, что мне интереснее и приятнее было бы писать, чем р а з б о р своего же собственного сюжета. Но — о культуре в следующем письме. Тут бы я еще мог под горячую руку пройтись и по твоему сюжету, но Ты предусмотрительно забыл прислать его. Чужое кроить , и кро шить легче, чем свое придумывать? Присылай. Кстати, не забудь напи сать о погоде. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2