Сибирские огни, 1987, № 8

ными бестселлерами, журналами, зрелище — западными фильмами, что жил он в поле постоянно курсирующих слухов и сплетен о том и о сем, почерпнутых теми же шептунами из тех же лживых радиоголосов,, что перед самым призывом, от которого родители пытались его вся­ чески «спасти», этот молодой человек затвердил свое смутное миропо­ нимание на «броде» . Было такое занятие в конце пятидесятых — на­ чале шестидесятых в Н-ске. Молодежь б р о д ил а вечерами по глав­ ной улице от кинотеатра им. Маяковского до Дома офицеров. Задава­ ли тон в этом б р о ж е н и и так называемые «стиляги» — парни и де­ вушки, одетые по моде Запада, называющие друг друга «Кэт», «Стив»; «Боб», «Стас», «Бен» или кличками «Пробка», «Чалый», «С ивый » і Ч у в а к — он, ч у в и х а — она. Один беллетрист и теоретик этих «звездных мальчиков», позднее драпанувший на Запад, пояснял в своих писаниях так: чувак, чувиха — это выговор утомленных игрою саксофонистов, мол, губы у них устают... Ерунда, конечно, чувак —- это искаженное человек. Это слово, искаженное пониманием его сущности недочеловеком, сводящим бытие только к первой сигнальной системе- чувствованию. Потому — не человек, а чувствак, чувствиха... Но — вернемся к парню. Он, будучи радистом, получил возможность слушать «голоса». Во­ шел в контакт и долго был в контакте. И это дало свои злые плоды. Но только потому, что предварительно была унавожена почва его нераз­ вившейся и искривленной души. Заряд во втором твоем повороте марсианского сюжета будет вер­ ным, думаю, тогда, когда ты точно и определенно укажешь — не всё р а с т е к а е т с я и у н и ч т о ж а е т с я от воздействия перестроив­ шейся крови марсианского колониста, а только (по преимуществу или единственно) то, что неверно, вредно, некрасиво, порочно, — иными словами — то, что уже само выпадает из человеческой гармонии и принадлежит сутью своею иному миру или миропорядку. Тогда не' будет необходимости в угоду банальности указывать на средства про­ тив разрушительного действия крови пришельца с Марса, как это ты сделал, понудив его покончить жизнь: он сжег и дом, и себя в доме. Замыкаться в освоенном пространстве — географическом ли, ду­ ховном ли — отнюдь не в характере славянина, это не назовешь свой­ ством русского характера. Наоборот, — открытость, стремление при­ нять новое, неизведанное, поделиться своим — щедро и безоглядно, желание в движении своем дойти до края, в чувстве и мысли дойти до предела, и до дна выразиться в песне, в работе, в мечте, и все время быть готовым шагнуть навстречу, сделать первый шаг — вот что, я полагаю, характерно. В наше время, когда добрый контакт, синтез, интеграция утвержда­ ют многое в жизни, нет актуального смысла видеть в противоборче- ском контакте миров только угрозу для нашего человеческого обще­ ства... Понял, что в этом письме не доберусь до того, что мне интереснее и приятнее было бы писать, чем р а з б о р своего же собственного сюжета. Но — о культуре в следующем письме. Тут бы я еще мог под горячую руку пройтись и по твоему сюжету, но Ты предусмотрительно забыл прислать его. Чужое кроить , и кро­ шить легче, чем свое придумывать? Присылай. Кстати, не забудь напи­ сать о погоде. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2