Сибирские огни, 1987, № 8
ства через живую кровь человеческую есть романтика и что история эта — притчевая. Но ты не мог не заметить, — я сам исходно понимал близость ее «Зеленому утру» Р. Б. Помнишь, у него там человек идет по Марсу и сажает семена, а когда оглядывается, то уступами, . ' до горизонта встают леса, и небеса Марса наполняются волнами живого воздуха... Мой сюжет может ожить по-настоящему только тогда, когда будет исполнен без внешней символики, которая (и это вполне естественно) выпирает наружу в сжатом пересказе. Если сюжет прописать, как я предполагаю, в бытовом, приземленно-реалистическом ключе, а финал дать эмоционально прямо из сна космонавта, неотделенно от сна, как пришедшую мысль: любую почву, любую планету можно оживить только собою (своею кровью), ТО и появится то, ради чего все и пишется. Согласись, побудительные мотивы полетов в космос — литератур ных, фантастических полетов — зачастую содержат совершенно перво бытную основу. То есть мы в фантастике привносим в поведение людей будущего то, что давно уже начали изживать на Земле — потребитель ское отношение к природе, приобретательское отношение к новому пространству, к новым мирам. Зачем они летят в сотнях повестей и тысячах рассказов? Присмот рись: чтобы приобрести новые территории для себя, в соответствии с этим иногда жестоко перестраивают иные миры; летят, чтобы приоб рести себе — я это подчеркиваю — новое знание, и приобретение это идет с решительным уроном для иного мира; летят, чтобы продемон стрировать свои суперменские психофизические качества. Как сказал бы мой знакомый специалист по бронзовому веку Ба- рабы: «Хозяйство у многих космонавтов фантастики по преимуществу многоотраслевое присваивающее, основные отрасли — охота, рыболов ство и собирательство, столь характерное в Барабе для населения байрыкского типа в эпоху раннего металла...» Я же убежден в том, что челрвеку при освоении околоземного и космического пространства совсем не обязательно снова повторять весь путь своих взаимоотношений с природой, который он прошел на Земле. Напротив, лететь, сознавая самое высшее знание о связах Че ловека с Природой. Обдумай это. Обе твои разработки моего сюжета сами по себе интересны и пло дотворны, но это — другие сюжеты и при их реализации получатся другие рассказы. Рассказы как бы обратного свойства, с иным знаком, с иным настроением, иной мыслью. а) Космонавт прилетает с Марса на Землю. Он ранит руку на своем участке. На месте падения капель крови — вырастают удиви тельно плодоносные растения. А на Земле в те отдаленные времена природа уже в страшном упадке и запустении. И эта космическая (че ловеческая, подвергнутая влиянию космоса) кровь возрождает зем ную, почти утраченную, природу. Что же — интересно! Но тебя все тянет к идеалистическому ожиданию, упованию — по мощь нам придет откуда-то извне, сверху, из иного пространства, иного измерения. Ведь и переиначенный космосом человек и просто- напросто пришелец — не одно ли и то же? У твоего мутанта благие, но нечеловеческие свойства. Жить надеждой на помощь извне, сверху, значит не двигаться, не бороться, не жить. Ждать из космоса спасения — сказка. Сон золотой. А убеждение в том, что в космос надо идти с добротой, быть гото- 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2