Сибирские огни, 1987, № 8
вит все.новые и новые сложные задачи, об) й.ывая нас находить правильные реше нии,' ; Поистине грандиозны задачи, определен ные XXVII съездом партии. Народу-труже- нику, батыру современности, как сказали бу у Меня на родине, предстоит свершить эти кела, осуществить величественные пла ны, в которых весомое место занимает и мой. .край. ...Я смотрю на снимок из космоса и вспо минаю звездное небо моего детства, сказа ния моего народа, людей моей земли. И словно вижу всю страну, нашу огромную, необъятную Родину, устремленную в своем необоримом движении вперед, БОЛЬШАЯ НАША ЗЕМЛЯ ...В самом начале июня или, как у нас его называют в Горном Алтае, «месяца малой жары», побывал я на берегу широкой и вольной Волги. Великая мать-река рус ская! Много, очень много раз приходилось мне пересекать Волгу, но то были мимолет ные встречи — через окно транссибирского экспресса. А тут я стоял как бы лицом к лицу с нею на высоком обрывистом бере гу, там, где она спокойно сливается с Окой, и слышал могучее дыхание реки-тружени цы. Запоздалый летний закат высвечивал сквозь облака зеленые заволжские дали. Вверх-вниз по реке шли теплоходы, тяже лые баржи, скользили юркие катерки, мо торные лодки. Река жила, дышала, и я чувствовал напряженный ритм ее жизни. Вот она, Волга, заключившая в себе дух и мощь России, текущая из века в век!.. Сколько дум она вызывает, сколько песен сложено о ней. Вся жизнь огромной страны шла по ней. Вся душа русского народа' отразилась в песнях о Волге. Песни поют ся на разных языках, но и через песни сближаются, познают друг друга народы, потому что у нас народ народу — брат. И как же прекрасно это чувство близости, как многомерно понятие большой Родины, когда везде чувствуешь себя как дома. Тут, в Горьком, в месте, где сливаются Волга с Окой, я вспомнил одного из своих землякбв-алтайцев, Оку Кызанова, кото рый, завершив учебу в Москве, вернулся домой с дипломом инженера-автодорожни- ка. А такие специалисты особенно нужны в нашем горном краю. Ока Кызаиов — только один из многих моих земляков, ко му выпала честь учиться, в столице. Окой .назвал его мой отец, которому в годы войны река Ока спасла жизнь — так он рассказывал. А отца Оки Кызанова зо вут Байкал. Так нарек его тоже мой отец, служивший в своя горячие кавалерийские годы вместе с другими комсомольцами-ал- тайцами в частях прославленной Особой Дальневосточной армии. Было то полвека тому, назад,, когда лучшие алтайские джиги ты . вдились в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, чтобы вместе с сыновьями других народов стать на страже социалисти ческой Родины, вернувшей нам, алтайцам, достоинство и имя. Вот таким образом имя «Байкал» прижи лось в моем народе и стало распространен ным. Теперь у нас много «Байкалов», и далеко не все из тех, кто носит это имя/ знают о его происхождении, 20 И Ока, сын' Байкала* носит свое чудес ное имя. Река и сын озера — правда, красиво .и необычно? Но необычным покажется, по-э п жалуй, лишь в первый раз. А коль вду маться, в эти имена вложен глубокий смысл. Имена своим детям отцы давали не из прихоти. Они сами были сыновьями своего великого времени, когда в груди рождалось и крепло новое, доселе неведо мое чувство — чувство нашей общей боль шой Советской Родины. Казалось бы, и Ока-река* и Байкал-озе- ро в равной мере далеки от Алтайских гор. • Но как они стали близки и привычны ны не и слуху, и языку нашему! И прежде, конечно, люди, где бы они ни жили, знали о других народах-племенах, далеких и близких. Но не было в них тогда этого единого чувства, которое сплачивает нас в - одну большую семью. Еще не сплелись' тогда наши ветви в одном могучем дереве.' Еще не родилось тогда понимание сопри частности к судьбам друг друга, А рожда лось и ковалось оно, это чувство, в боях и трудах, в общих горестях и радостях. У разных народов название Волги зву чит по-разному. О ней поется и в алтайских старинных песнях, возникает оно и в от свете былинных преданий, а звучит он о ,' как Эдил — древний Итиль. Но для наших отцов была одна Волга, один рубеж, ког да в грозную годину стали они насмерть на правом ее берегу, отстаивая Родину. И в той битве не задумывались они, как на зывать ее, потому что она была тогда для всех народов нашей Отчизны одним баг-' ровым рубежом между жизнью и смертью, между свободой и рабством. И не отступи ли они, пролил» свою кровь, но отстояли реку от врага, отстояли и нас на века. Спросите у табунщика Байрама Ыжыкова об этой битве, когда он, сибирский стрелок, сражался в Бекетовке, в самом пекле, спросите у чабана Адиса Тундинова, как он стоял со своим расчетом на Мамаевом кургане. Они вернулись. С их сыновьями я рос, до сих пор дружу. Машины, сходящие с конвейера Горьков ского автозавода, мчатся по нашему Чуй- скому тракту — этой артерии жизни Гор ного Алтая, магистрали дружбы, протянув шейся к братской Монголии, В своих поездках по горам и долинам родного Алтая приходилось мне встречать девушек-учительниц, выпускниц Горьковско го педагогического института иностранных языков, которые учат наших детишек другим языкам так же, как сорок-пятьдесят лет назад такие же русские девушки приезжа ли обучать нас своему языку, языку наше го братства. В пушкинском Болдино мне рассказывал бывший партизан-ковпаковец: «Знал я ва шего земляка — Ленкина Сашу. Такой был боевой, бесстрашный. А как он пел — заслушаешься! А пельмени стряпал какие...» Как не знать мне было земляка-героя! Был он прежде бухгалтером в Эликманар- ском леспромхозе. Посвятив себя тихой и в общем-то малозаметной работе, он и ду мать не думал, что его имя прогремит в степях далекой Украины. В час суровой . годины-, несущей тяжелейшие испытания, люди преображаются, находя в себе новые,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2