Сибирские огни, 1987, № 8

соль и корма. Территория совхоза весьма обширна, и надо было уже летом, загодя, думать наперед —о зиме. — Опаздываете, ребята,— сказал он нам. —Мы вас ждали час назад. Жаль, упусти­ ли такую возможность... Я хотел показать вам новый мост через Чолушман. Мост через Чолушман?! Этого мы не слыхали. Первый мост за все время, пока течет эта бурная, беспокойная река. О, радость Самая была неподдельной!. Он гордился своим мостом, как его созида­ тель, и пошучивал: — Можно будет теперь на коне ездить через Чолушман белковать. В самом деле, большинство чабанских стоянок находится на другом берегу реки, и не только доставка самого необходимого, но и простое общение с ними — дело весь­ ма щекотливое, мягко говоря. Человек раскрывается в деле. И в том — чему он радуется. Несомненно, Санаа — рачительный хозяин. Производство —его жизнь. Но не только. И он не только голо­ ва, но. и душа совхоза, организатор в са­ мом настоящем смысле этого слова, ревни­ тель и знаток литературы и искусства. Все специалисты в совхозе, вся интеллигенция — его питомцы. Он их выучил, выпестовал, И они, не жалея себя, трудятся вместе с ним для общественного блага. Потому и не было случаев, чтобы молодежь уходила из села. Напротив,— сюда стремятся. При нас, например, оформлялся в штат совхоза молодой художник, закончивший учебу в художественном училище. При том нет у Санаа и тени местничест­ ва, Он мыслит широко: люди растут, спо­ собности их тоже должны находить долж­ ное применение, разрастаясь, подобно вет­ вям дерева, которое тянется ввысь с каж­ дым годом. Но и того, кто вырос здесь, а теперь, скажем, стал журналистом, извест­ ным всему Горному Алтаю художником, врачом в областной больнице,— всех уро­ женцев этих мест Санаа числит в своем активе. И они поддерживают добрые свя­ зи с родной землей, с земляками-тружени- ками. Так во всем. Первоклассники идут в школу,—Санаа напутствует их так же серьезно, как и тогда, когда говорит о са­ мом важном, насущном на профсоюзном собрании. Уезжают студенты в город (а учатся все они за счет совхоза) — Санаа позаботится об организованной их достав­ ке до райцентра или до самого Горно-Ал­ тайска. Ведь это — будущие кадры совхо­ за! От внимания Санаа не ускользают ни свадьбы, ни проводы в армию, ни другие события, которые вроде бы непосредствен­ но к его работе отношения не имеют, но это — важнейшие, ключевые события в жиз­ ни человеческой. А человек для него — са­ мое главное. Или еще пример. В конце сороковых го­ дов ленинградские ученые производили раскопки Пазырыкских курганов. Санаа вместе с другими молодыми людьми селе­ ния Тужар участвовал тогда в этих рабо­ тах и внимательно приглядывался к тому, что находили археологи. А они открыли, что в давние времена коней кормили здесь отборным зерном. Однако, как утверждал профессор М. П, Грязнов, зерно было при­ возным, поскольку и поныне климат здеШі них мест не располагает к земледелию. Оно, возможно, и так, и все же на Алтае во многих долинах сохранилось немало следов древних оросительных систем. А был ли климат и тогда таким же суровым, как ныне? Нельзя ли дерзнуть, проверить догадку? Ведь совхозу так нужны корма. Привозят их из степи, обходйтся они очень дорого. И вот Санаа проводит эксперимент. Устроив воскресник, огораживает огром­ ное поле, где росла мелкая трава, засева- . ет ее многолетними культурами. Выросла отличная трава! А вначале получил выго­ вор от района: к чему эта самодеятель­ ность? — А после приезжали, радовались!— вздыхает Санаа. Вот как обернулась находка археологов. А какой краеведческий музей в совхозе! История Алтая, его древности, живой эт­ нографический быт, память о Великой Отечественной, преломленная через личные судьбы земляков, трудовые успехи совхоза, картины местного уроженца, художника Игната Ортонулова — все нашло место, в этом музее. Так же, как о производстве, дающем совхозу прибыль, ревностно забо­ тится Санаа о культуре населения, об эсте­ тических вкусах, о духовной жизни труже­ ников —чабанов, козоводов, механизато­ ров, строителей. Вижу его: он идет от вертолета быстрым шагом, невысокого роста, коренастый, улы­ бается радостно, говорит на ходу. Постро- ил-таки мост! На спину реки Чолушман, по которой отваживались плыть на плотах лишь опытнейшие спортсмены, набросил первый мост, как седло на своенравного ди­ кого коня. Рабочий мост. Не для красоты. Не об этом ли мечтал герой алтайских легенд и сказок Сартакпай-строитель? И не его ли потомки, как Арсентий Павлович Санаа, воплощают прекрасную мечту в сво­ их реальных трудовых свершениях? Смотрю на фотографию моего Алтая из космоса и представляю его двукрылым. Эти крылья —его степи и горы. Это — зо­ лотой колос степей и золотое руно гор Ал­ тая. Наш край — вторая житница страны на востоке и база развитого животноводст­ ва. Я намеренно упрощаю, точнее — обоб­ щаю образ Алтая лишь этими двумя поня­ тиями. Ведь Алтай стал ныне также инду­ стриальным, заводским, фабричным краем. Порой задаешься вопросом: как же так быстро мы успели совершить такой пере­ ворот не только в облике края, но и в душе человека? Внуки вчерашних кочевников сегодня стали и земледельцами-пахарями, и рабочими, и не забыли, но усовершенст­ вовали свое традиционное вековое хозяй­ ствование — скотоводство. Традиционно у нас разводили лошадей и коров, верблю­ дов, овец и коз. А теперь для Горного Алтая надо прибавить еще таких живот­ ных, как сарлыки-яки, которые водятся еще только на Памире да в Тибете, как олени и маралы, которых разводят ради целебных пантов, содержащих драгоценное лекарст­ во. В кругу повседневных дел и забот свер­ шалось наше «великое кочевье» к новой жизни. Однако я далек от того, чтобы Го­ ворить, будто все уже достигнуто. Жизнь ежедневно рождает новые проблемы, ста­ 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2