Сибирские огни, 1987, № 8
на алтайский полюбившиеся мне произве дения. Сказано прежде: «Книга —река мудрости, наполняющая мир». Говорил это Ярослав Мудрый, а напомнил нам его слова, оживил его речение Рерих. Существует обывательское, мелкое суж дение: «Это написано в книгах. Так в жиз ни не бывает!» Неправда, скажу я вам. В книгах говорится как раз то, что бывает и происходит в жизни. Неправда заключе на только в плохой книге. И такую книгу никогда не захочется прочитать второй раз. А книга истинная не может быть про читанной лишь однажды. К ней ты возвра тишься в жизни не раз, она всегда с то бой, ибо в ней — лучшие заветы, настоя щие истины. Одна и та же книга идет сквозь века, через страны и языки. И каж дое поколение читает ее по-своему, нахо дит в ней отзвук своего. Я убежден — ни какое кино, телевидение и другие изобре тения будущего не смогут заменить собой Книгу — главное хранилище мудрости. Когда пускаешься в путь, берешь с со бой лучшие книги, а не магнитофончик со скверными шлягерами. В книгах находишь и одухотворение, и отдохновение, потому что человеческое сердце не может жить без красоты, без слова. ЗЕМЛЯ, БЛИЗКАЯ К СОЛНЦУ Как-то довелось мне увидеть фотогра фию, которая необычайно меня взволнова ла. Впечатление от увиденного, как это часто бывает при подобного рода волне нии, пробудило воспоминания из не столь уж далекого детства, когда мы, ал тайские мальчишки из горного селения, приютившегося на могучей длани Уч-Сюме- ра, протаптывая тропинку на голубоватом от лунного света мерцающем снегу, во все глаза обозревали огромное небо, усеянное бесчисленными звездами, словно кто-то рассыпал по гладкому льду пшеничные зерна. Оно, это звездное небо, было для нас еше одной живой книгой, по которой мы постигали удивительно прекрасную космогонию своих предков, умудрившихся когда-то, давным-давно все это так ловко и складно придумать. И было это живой для нас сказкой, полной чудес. Сказкой, которая была услышана в пер вый раз у теплой железной печки тетки Тадыл, лучшей певуньи в нашей долине, лучшей колхозницы в полеводстве и ак тивной коммунистки. Тадыл одна воспиты вала сыновей — ее муж, как и многие дру гие, не вернулся с войны. Как бы ни было ей тяжко, она не унывала, рассказывала своим детям и нам сказки. Приходили к ней пососать длинные трубки-канза дере венские старушки и тоже охотно делились с нами загадками и сказаниями. Страна быстро оправлялась от ожогов и ран, нанесенных ее могучему телу нена вистной войной. Возводились новые строй ки, рубились новые дома, рождались новые семьи, подрастали и мы, дети, подрастала надежда и радость страны. И земля наша становилась близкой к солнцу, но мы еще не знали, что скоро это слово «космос» вдруг станет для нас таким же близким, как небо, как солнце. Помню, как ликовали люди, и стар и 18 млад, когда узнали о первом космическом полете человека. А седые старцы, храните ли легенд и сказок, стали назидательно твердить: «Видите, говорили мы, сбудется это, будет человек летать и по синей, и по белой выси!» Сказки становились явью. Тогда я и написал свое первое стихотво рение о Гагарине, о космосе... И вот, спустя годы, уже в самом сердце Москвы, я внимательно разглядываю пора зивший меня снимок. Подпись обычная: «Алтай в зимнее время». Но где же знако мые мне очертания — цепь голубых гор, увенчанных белыми шапками вечных сне гов? Где леса и реки? Алтын-Кёль — Золо тое озеро? Неужто это великий Кан-Алтай? Сплошные черные прожилины да белые пятна, очевидно, снежные массивы гор. И наплывают строки известной песни: Кан-Алтай! С высоты кочевых облаков Треугольным ты кажешься взору. Так вот он каков, космический Алтай! Алтай с высоты не кочевых облаков,— бе ри куда повыше! Представляю, что испы тывает космонавт, впервые взглянув со своей высоты на Родину. Следы на снегу надо уметь прочесть. Так и тут. Дай, вгляжусь! Да, вот она пошла, струя Оби, огибает темнеющие горы. А вот ее исток, тут сошлись две реки Алтая — Бия и Ка тунь. И эти прожилины, конечно же, сеть речных долин, тех самых, «где живет, как и встарь, мой народ, изначально ведя свой род». В алтайском эпосе один из самых люби мых героев, хотя и не удостоен небес,— богатырь Сартакпай. Нет алтайца, который не знал бы хотя бы об одном из его подви гов. Если будете у нас на Алтае, вам обя зательно укажут места, где жил Сартак пай, где работал или сидел, отдыхал. Он не совершал ратных подвигов. Сартакпай — строитель. В легендах о Сартакпае наш народ вы разил свой идеал о батыре-труженике, своим созидательным трудом украшающем Алтай. Но не знал наш народ, что насту пит время, и он сам будет Сартакпаем- строителем, вдохнувшим новую жизнь в горы и долины Алтая. Вспоминаю поездки по горам и степям восточной части Горного Алтая, где распо ложены Улаганский и Кош-Агачский аймд- ки, населенные испокон веков нашими гор- цами-теленгитами, народом гордым, но добрым, трудолюбивым, привычным ко всяким невзгодам и лишениям. Именно здесь, на Улаганском плато, находится долина Пазырыка, где располагались в ог ромных каменных курганах усыпальницы царей народа, известного античным исто рикам под легендарным именем «стерегу щих золото грифов». Возраст этих курга нов — минимум 2500 лет. Сейчас здесь тер ритория совхоза «Советский Алтай», кото рым много лет бессменно руководит из вестный всему Алтаю Арсентий Васильевич Санаа. Наша небольшая пиеательокая бригада прилетела вертолетом для выступления в Улаганском аймаке. А перед нами призем лился вертолет Санаа: оказывается, он об летал зимние стоянки совхоза, развозя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2