Сибирские огни, 1987, № 8
К. Балков — прозаик разноплановый. С тем же чутким интересом, который сопутст вует ему в изучении людских судеб и харак теров, он относится и к своеобразной забай кальской природе. Пейзажи его пронизаны светлым чувством единения с природой, осознанием своих корней в этой,, пускай су ровой, но родной забайкальской земле. Знаток национального эпоса, К. Балков умело использует в своем повествовании элементы народных легенд — улигэров и бурятского фольклора. В рассказе «А де душке Шулуну скажу» писатель создает об раз старого улигэршина, который своим ис кусством передает новому поколению корен ные заветы,' по которым издревле строил свою жизнь бурятский народ. Устами бабки Евдокии писатель утверждает культурную преемственность поколений. «А дедушке Шулуну скажу: твой род продолжается и люди поют твои улигэры». А. ГОБУЗОВ Таисия Пьянкова. Недолнн дом. Сказы. Новосибирск. Зап.-Сиб. кн. изд-во, 198$. Под несомненным влиянием устно-поэти ческой традиции в русской литературе сло жилась богатая культура сказовой формы повествования от Н. В. Гоголя и Н. С. Лес кова до В. М. Шукшина. В этой линии ос новным является использование сказовой формы для самостоятельного творчества писателя. Но есть и другое направление, где глав ным является бережное воспроизведение писателем фольклорного источника, лишь обогащенного приемами его индивидуально го мастерства и традициями литературы книжной. Писатель здесь выступает как ювелир, стремящийся лишь обработать са мородный драгоценный камень, заставить его светиться всеми гранями. К этому на правлению принадлежали П. П. Бажов, С. Г. Писахов, Б. В. Шергин, М. X. Кочиев. К нему же принадлежат и сибирские писа тели В. Галкин и Т. Пьянкова. Сказы Т. Пьянковой повествуют о духов но красивых, морально чистых людях из на рода. Герои ее сказов либо борцы за свобо ду, такие, как «смутотворец» Артем (Алена- травяница»), либо замечательные умельцы вроде Ивана Недоли, «Чубаря-веселуна», великого мастера «дома ставить», причем ставил он их не только «топором да пилою, а сердцем и головою» («Недолин дом»). Людей труда отличает тяга к искусству, по нимание его. Дед Соловей, например, «из разных безделушек музыку добывал... Ли сток ли возьмет березовый, тростинку сло мит малую аль гребень внучки своей Але нушки ко губе приладит — тут и сердцу ус лада. До слез доймет, а нет, так ноги сами стоять не велят» («Кликуша»). Сохраняя композиционную структуру на родного сказа, Т. Пьянкова часто начинает повествование' вступлением-рассуждением на морально-философскую тему. Вот одно из таких рассуждений, предваряющее раз витие сюжета сказа «Старик-боровик»: «Счастье?! Счастье — оно чудо такое, кото рое за тебя никто не сотворит. Смолоду мы все тянемся к такому чуду. Но земной путь долог. На том пути перехватчиков ой как 174 много! Кого жадность одолеет, кого беда осилит, кого хвороба заест, а бывает, и про стая дурь голову закрутит». И далее идет повествование об испытании Дашутки Най деновой сначала на доброту (приветила в бурную ночь нищего), затем на отношение к богатству (закинула в тайгу найденный слиток золота). В финале счастье-награда в виде хорошего жениха — доброго молодца. Отношение к богатству испытывает писа тельница своих героев и во многих других сказах. И люди труда, как правило, выдер живают это испытание. Так, многодетная вдова Бараниха, даже крайне нуждаясь, возвратила старушке оброненный на дороге золотой. А вот Аверьян Никитич, «мужик зажиточный», свихнулся от жадности, не разгадав тайны удваивания золотых монет, («Нечистая троица»). Как и в фольклоре, в сказах Т. Пьянковой всякого рода захребетники и проходимцы, тянущиеся к богатству и власти, контрастно противостоят положительным персонажам* рисуются гротескно. Это и «подлец» Микола («Алена-травяница»); и алчный купец Афи ногенов, свихйувшийся «со страха, а может;, от жадности» («Таежная кладовая»); и же стокая. вздорная губернаторша («Федоруш-' ка седьмая»); и развратный попович («Со болек-королек»); и «государев чинодрал» Задеруйка («Недолин дом»). Вот фольклор но емкая характеристика одного из них: «Вороний глаз! Этот пройдоха дерьма на клюется, поежится и золотой снесет». Т. Пьянкову отличает большая любовь к природе. Пейзажные зарисовки ее подчас не , менее емки и выразительны, чем характери стики персонажей. Вот, например, как через смену деталей, символизирующих времена года, передается течение времени: «Прошло и десять лет, и больше, а под-над таежным, прилеском туман стелется или жаркое маре во колышется, а то лохматая зима белой солью щедро посыпает пустую дорогу» - («Миливонщица»), Интересно и то, что природа в ее сказах чаще всего не статич“- ная, а действующая: «масленица снера рас-' пустила, круто облачко на синеве выткала» («Кликуша»); «летний вечер мешкотный: до зорьки тени тянет» («Алена-травяница»), ' Как в фольклоре, сравнения часто даются в форме творительного падежа. «Эхо зака тилось младенцем перепуганным» («Федунь- ка-самодрыг»); «уж и голос бабки, сызнача- ла скрипучий, звенит теперь колокольцами серебряными» («Кликуша»); «плывет Алена посреди хоровода лебединочкой» (там же). Сравнения, как правило, неожиданны и метки: «Гармонист ливенку развел да и за мер как глиняная безделуха на лавке» («Кликуша»), Соединение фольклорной тра диции с индивидуальным видением автора и в этом случае оказывается весьма плодо творным. Щедро рассыпаны в сказах Т. Пьянковой присловья, народные пословицы: «Осталась сирота: себе тягота, другим — издевка» («Кликуша»); «ехал цугом, да поперек доро ги» («Федунька-самодрыг»); «орел в небо глядит, а червяк — в дерьмо» («Миливонщи ца»). Пословицы помогают в краткой образ ной форме дать обобщенную, народную оценку явлению, событию, персонажу. Сказы Т. Пьянковой основаны, главным образом, на переработке быличек, но есть среди них такие, где воспроизводятся черты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2