Сибирские огни, 1987, № 8
го народа, но какой болью, каким гневом наполняется сердце, когда читаешь бесхит ростные эти истории об искалеченных, ис кореженных войной судьбах! Война давно прошла. Земля залечила ра ны, расцвели сады, восстали из руин города, но в душе народа остался след. Глубже все го этот страшный след прошел по детским сердцам. Какая статистика подсчитает ду ховные потери послевоенного поколения, вы росшего без отцов, без матерей? В рассказе «Деревья по весне как люди» Ким Балков показывает, как огрубевшая, рано охлаж денная суровой, жестокой жизнью душа вы росшего без родителей шестнадцатилетнего подростка расцветает, обретает теплоту под животворным действием зарождающейся первой любви. Но этой любви не суждено стать большим человеческим счастьем: Ма рита и ее мать уезжают из деревни. И Витька Антонов, привычный к людскому злу, вдруг понимает, что его страшно обде лили. «— А я?.. Как же я теперь буду без нее?.. Что мне теперь делать-то?» — спрашивает подросток, потрясенный осознанием своей утраты. Ким Балков умеет простыми словами пе редать сложные человеческие отношения. Тонко и правдиво писатель рисует образ бывшего танкиста, скотника Батухи, кото рый остается верным фронтовому братству. Память о погибших боевых товарищах свя-. та для Батухи и запрещает ему заботиться о ,личном счастье. Он не может быть счаст ливым, потому что «...плещется в его душ« великое горе, и нет тому горю ни конца, ни края, идет оно от земли, от отца, от праде да, от всех тех, кто снаряжал его и кто шел с ним на войну...» Сложен и противоречив характер старика Евлампия из рассказа «Частный факт». По давней традиции Евлампий обмывает и об ряжает всех деревенских покойников. Скорб ная работа дает ему особые права, и обита тели дома, который посетило горе, с молчаливым согласием принимают его нрав ственную оценку жизни, прожитой покоййи- ком. Сам Евлампий издавна и в одиночест ве несет тяжесть и боль неразделенной любви; но он не умеет прощать, и поэтому лишается простого человеческого сочувст вия, столь необходимого его страдающему сердцу. По-разному отозвались грозные военные годы в душах героев книги «Небо моего детства», по-разному обустроились в мирной жизни бывшие фронтовики. Одни, возвра тившись с победой, сразу вернулись к се мейному очагу, к истосковавшейся по крестьянским рукам родной земле. Другие долго еще не могут прийти в себя; выбитые войной из привычной колеи, они бродят по земле, ищут чего-то неведомого, но желан ного их взбудораженной душе. Таков Евсей из рассказа «А поезда идут куда-то». Не удержимая сила гонит его, уже было ре шившего порвать с бродячей жизнью, из родной деревни, и он уезжает на Родножке случайного поезда. - Или вот дед Пронька, неугомонный, непо седливый, много видевший и переживший, но не утративший душевной молодости че ловек. С первого взгляда Пронькина внеш ность разочаровывает мальчика, пришедше го на станцию встречать своего легендарно го, деда. Дед не великан, не силач, неказист с виду. Но очень скоро он заставляет всех со гласиться, что слава о нем идет не зря. Деду до всего есть дело, он не может равнодуш но смотреть на непорядок жизни, будь то урок нерадивого учителя или алкоголизм соседки Елашихи. Добрые дела он соверша ет из органического чувства справедливости. Но в том и состоит закон человеческих су деб, что истинный смысл своей личной жиз ни открывается человеку в конце. Исколе сивший много дорог, дед Пронька делает вывод из всего пережитого: «Гостем жил я на деревне, никогда не был хозяином». Писатель очень чуток к народному харак теру, умеет тонко передать душевный мир простого человека. Героя рассказа «Кони уходят в полночь» Хубрака, старого пастуха, любовь к лоша дям и вообще ко всему живому, а также долгая жизнь сделали мудрым. Он видит пагубность бессердечного отношения к жи вотным и не понимает, как другие могут этого не замечать. «Ладно б еще, когда б он только лошадей не любил...— говорит Хубрак о зоотехнике, который не любит де ла, но занимается им, потому что надо.— В душе-то ничего нет, пустота одна. А ведь прошел большую войну. Неужели так ниче го и не понял?» Олицетворяющему народ ную мудрость пастуху противопоставлен образ технициета-зоотехника, мечтающего «всю деревню посадить на механизмы». И если предстоящая выбраковка лошадей по вергает Хубрака в тоску, то у зоотехника она никаких чувств, кроме удовлетворения, не вызывает: «Глядишь, понаделают кол бас на мясокомбинате». Это бездумное, без жалостное отношение к животным, вообще к природе глубоко возмущает Хубрака. «Зо отехник говорит: лес рубят —щепки летят. Но зачем же все время рубить да ру бить?..» — спрашивает он. Проникновение в сущность народного ха рактера достигает у К. Балкова особой глу бины в образе дяди Евлахи из рассказа «Евлаха с Полканьего». Жизнь в непосред ственной близости к природе воспитала в Евлахе чувство прекрасного и любовь к раз мышлениям. «Я люблю думать... Человек ведь такое существо, которое пуще всего любит думать»,—так определяет дядя Ев лаха свое понимание высшего назначения человека. Поиски смысла жизни он связы вает прежде всего с эстетическим осмысле нием природы. «Она, видать, завороженная, та красота, и оттого не дается в руки. А хо рошо бы сыскать ее, заглянуть ей в душу, может, и скажет она: кто я такой есть, Ев- лашка с Полканьего, и зачем я живу на земле?» Красота, созданная руками челове ка, тоже дорога ему, и он добровольно, ни кем не понуждаемый, сторожит по ночам давным-давно заколоченную церковь с уце левшей настенной росписью. Горькую правду жизни К. Балков несет читателю без стремления приукрасить, сде лать приятнее, удобнее. Откровенно, но с достоинством писатель рассказывает о жиз ни безмужней женщины, матери многочис ленных детей в рассказе «Солдат и Солдат ка». Добрая, щедрая на женскую ласку Сол датка—Устинья Пискунова, наконец, встре чает такого же одинокого, бесприютного человека, знающего цену семейному теплу и готового .стать любящим отцом. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2