Сибирские огни, 1987, № 8
жизненно важная преемственная память, которая передается от отца к сыну, к вну ку, которой крепнет и продолжается неиз бывное чувство общей нашей большой Родины. И это в стихах В. Башунова не декларации, не поза, а жизненная (а с ними и поэтическая) поэзия, которая с наибольшей, пожалуй, силой выражена в заключительном стихотворении сборника «Заклинание»: ■ р у д е т в о зл е о тц а п о д н и м аться сы н ок. Б у д е т в о зл е к р ы л ьц а за в и в а т ь с я вью нок. С вет р о д н о го ж и л ь я , д у х р ж а н о го ж н и в ь я — все о гр а д а тво я, и д е р ж а в а твоя И именно от него — от «света родного жилья» — зажигается то сильное и гордое чувство, которое с чеканной торжествен ностью, как клятва-присяга Родине, зву чит в стихотворении «Аленький цветочек»: В го р ьк о -п а м ятн ы е д аты п о н и м ается острей, что и мы с то б о й со л д аты , д ети ру сски х м атер ей ... О п ы т наш . и оп ы т горький в сен ар о д н о й той войны ... Я . В л ад и м и р , Т ы , Г еорги й , за б ы в а т ь с я не д о л ж н ы ! М ы Еіе пустим в д ом родим ы й р ву щ и х ся нетопы рей, Я. В л ад и м и р , Ты , Георгий, д ети ру сски х м атерей . Гражданственными чувствами проникнуты многие стихотворения В. Башунова, незави симо от их тематической направленности. И надо сказать, что лирика гражданская, лирика социальная ему тоже удается. При чем это действительно лирика, а не дежур ная рифмованная публицистика, не ритори ка. Пафос ее идет от внутреннего состояния поэта — той боли, радости или гнева, кото рыми он живет, и тесно связан с попытками автора в осмыслении ,и разрешении вечных вопросов: сути человеческой, смысла бытия, подлинных и мнимых ценностей... В этом плане наиболее любопытны, на мой взгляд, стихотворения «Не много ли бе рете на себя...», «Разговор с лесным муравь ем», «Пока бежит песок в часах...», «Диа лог». в которых ведется острый и принци пиальный разговор об ответственности поко лений за судьбы мира, о том, как жить в противоречивой нашей действительности, где подчас смещены моральные и нравственные критерии; как сделаться человеку лучше, чище, добрее. Стихотворения «Предупреждение знако мой реке» и особенно «Пасека» открывают в Башунове поэта уже ярко выраженного социального звучания. Правда, когда в «Предупреждении знакомой реке» автор пи шет: «Люди все, похоже, просчитали: у тебя характер — и у них. Встанет берег в камне и металле гордо, как балованный жених»,— он явно впадает в определенную двусмыс ленность. поскольку неясно, хорошо это или плохо в отношении малых рек (а о них и ве дется, судя по всему, речь в стихотворе нии). Более точной и... более горькой, на верное, должна быть концовка здесь. В «Пасеке» поэт берет проблему «непер спективных» деревень, разоренных от много 172 численных бездумных реорганизаций и ук рупнений. Средствами поэтической лирики В. Башунову удается передать весь драма тизм запустения брошенных веками доселе обживаемых . земель. Вспомним в связи с этим, как настойчиво говорит поэт о гармо нии природы и человека, в которой видит основу основ бытия, как боится ее наруше ния. В «Пасеке» он показывает (и доказыва ет, настолько обоснованны его опасения), к каким плачевным последствиям может при вести человека отчуждение от родной зем ли: пустота образуется не только на месте заброшенных селений, но и в душе челове ческой, приводя его к разладу с самим со бой. Не случайно так зловеще-символически заканчивается стихотворение. Разъехались деревенские умельцы по городам, не расте ряли вроде бы и свое умение, но не чувст вуют от своего труда прежней отдачи, той радости, которую несли когда-то людям: В п у сто те К у зьм а стр о гает? В пусто-те А ндрей ку ет? П у сто ту А ндрей р у гае т? П у сто те И л ья поет? П о яв и л и сь н и о тку д а и п р о п ал и в н и к у д а т а л ь н и к о в а я за п р у д а , р о д н и к о в а я в о д а ? .. Против этой гнетущей, убивающей душу пустоты, против «непомнящих родства» во многом и направлен пафос лирики В. Башу нова. Вот почему еще и еще раз считает он своим долгом напомнить людям о том, что у них есть взрастившая их колыбель, земля, природа, всегда дорогие детские воспомина ния, что все это не должно исчезнуть в нас, а навечно оставаться незамутненной слезой нравственного истЬка: ...И п л ач у я, б о л ьш о й и си льн ы й , у ж е д а в н о не м олодой, н ад зо л о то й тр а в о й и синей и н а д зел ен о ю водой. Н а д светом д е т с тв а п р о м ел ькн у вш и м . Н а д чи сты м зв у к о м го р л о вы м Н ад всем п р ек р асн ы м , д а м инувш и м , н а д всём м и н увш и м , д а ж и вы м . В. Башунов — поэт, постоянно растущий, и отрадно видеть, как от книги к книге, чему свидетельство и новый сборник, креп нет его дарование и мастерство, зреет чувст во гражданственности. Алексей ГОРШЕНИН Ким Балков. Небо моего детства. Расска зы. М., «Современник», 1986. Герои рассказов Кима Балкова отчасти напоминают шукшинских «чудиков». Но это отнюдь не паноптикум колоритных физионо мий, которые внимательный художник под смотрел в окружающей его жизни. Харак теры у Кима Балкова — становые, исконные. Показанные в их ежедневном бытии, эти люди всем своим существом утверждают самые глубинные основы жизни, безуслов ность добра и правды. Они не раздражают назойливой непререкаемостью, нетерпеливым желанием поучать читателя — они спокойно и неутомимо делают свое дело. В книге К. Балкова нет потрясающих сво ей грандиозностью описаний трагедии наше
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2