Сибирские огни, 1987, № 8

жизненно важная преемственная память, которая передается от отца к сыну, к вну­ ку, которой крепнет и продолжается неиз­ бывное чувство общей нашей большой Родины. И это в стихах В. Башунова не декларации, не поза, а жизненная (а с ними и поэтическая) поэзия, которая с наибольшей, пожалуй, силой выражена в заключительном стихотворении сборника «Заклинание»: ■ р у д е т в о зл е о тц а п о д н и м аться сы н ок. Б у д е т в о зл е к р ы л ьц а за в и в а т ь с я вью нок. С вет р о д н о го ж и л ь я , д у х р ж а н о го ж н и в ь я — все о гр а д а тво я, и д е р ж а в а твоя И именно от него — от «света родного жилья» — зажигается то сильное и гордое чувство, которое с чеканной торжествен­ ностью, как клятва-присяга Родине, зву­ чит в стихотворении «Аленький цветочек»: В го р ьк о -п а м ятн ы е д аты п о н и м ается острей, что и мы с то б о й со л д аты , д ети ру сски х м атер ей ... О п ы т наш . и оп ы т горький в сен ар о д н о й той войны ... Я . В л ад и м и р , Т ы , Г еорги й , за б ы в а т ь с я не д о л ж н ы ! М ы Еіе пустим в д ом родим ы й р ву щ и х ся нетопы рей, Я. В л ад и м и р , Ты , Георгий, д ети ру сски х м атерей . Гражданственными чувствами проникнуты многие стихотворения В. Башунова, незави­ симо от их тематической направленности. И надо сказать, что лирика гражданская, лирика социальная ему тоже удается. При­ чем это действительно лирика, а не дежур­ ная рифмованная публицистика, не ритори­ ка. Пафос ее идет от внутреннего состояния поэта — той боли, радости или гнева, кото­ рыми он живет, и тесно связан с попытками автора в осмыслении ,и разрешении вечных вопросов: сути человеческой, смысла бытия, подлинных и мнимых ценностей... В этом плане наиболее любопытны, на мой взгляд, стихотворения «Не много ли бе­ рете на себя...», «Разговор с лесным муравь­ ем», «Пока бежит песок в часах...», «Диа­ лог». в которых ведется острый и принци­ пиальный разговор об ответственности поко­ лений за судьбы мира, о том, как жить в противоречивой нашей действительности, где подчас смещены моральные и нравственные критерии; как сделаться человеку лучше, чище, добрее. Стихотворения «Предупреждение знако­ мой реке» и особенно «Пасека» открывают в Башунове поэта уже ярко выраженного социального звучания. Правда, когда в «Предупреждении знакомой реке» автор пи­ шет: «Люди все, похоже, просчитали: у тебя характер — и у них. Встанет берег в камне и металле гордо, как балованный жених»,— он явно впадает в определенную двусмыс­ ленность. поскольку неясно, хорошо это или плохо в отношении малых рек (а о них и ве­ дется, судя по всему, речь в стихотворе­ нии). Более точной и... более горькой, на­ верное, должна быть концовка здесь. В «Пасеке» поэт берет проблему «непер­ спективных» деревень, разоренных от много­ 172 численных бездумных реорганизаций и ук­ рупнений. Средствами поэтической лирики В. Башунову удается передать весь драма­ тизм запустения брошенных веками доселе обживаемых . земель. Вспомним в связи с этим, как настойчиво говорит поэт о гармо­ нии природы и человека, в которой видит основу основ бытия, как боится ее наруше­ ния. В «Пасеке» он показывает (и доказыва­ ет, настолько обоснованны его опасения), к каким плачевным последствиям может при­ вести человека отчуждение от родной зем­ ли: пустота образуется не только на месте заброшенных селений, но и в душе челове­ ческой, приводя его к разладу с самим со­ бой. Не случайно так зловеще-символически заканчивается стихотворение. Разъехались деревенские умельцы по городам, не расте­ ряли вроде бы и свое умение, но не чувст­ вуют от своего труда прежней отдачи, той радости, которую несли когда-то людям: В п у сто те К у зьм а стр о гает? В пусто-те А ндрей ку ет? П у сто ту А ндрей р у гае т? П у сто те И л ья поет? П о яв и л и сь н и о тку д а и п р о п ал и в н и к у д а т а л ь н и к о в а я за п р у д а , р о д н и к о в а я в о д а ? .. Против этой гнетущей, убивающей душу пустоты, против «непомнящих родства» во многом и направлен пафос лирики В. Башу­ нова. Вот почему еще и еще раз считает он своим долгом напомнить людям о том, что у них есть взрастившая их колыбель, земля, природа, всегда дорогие детские воспомина­ ния, что все это не должно исчезнуть в нас, а навечно оставаться незамутненной слезой нравственного истЬка: ...И п л ач у я, б о л ьш о й и си льн ы й , у ж е д а в н о не м олодой, н ад зо л о то й тр а в о й и синей и н а д зел ен о ю водой. Н а д светом д е т с тв а п р о м ел ькн у вш и м . Н а д чи сты м зв у к о м го р л о вы м Н ад всем п р ек р асн ы м , д а м инувш и м , н а д всём м и н увш и м , д а ж и вы м . В. Башунов — поэт, постоянно растущий, и отрадно видеть, как от книги к книге, чему свидетельство и новый сборник, креп­ нет его дарование и мастерство, зреет чувст­ во гражданственности. Алексей ГОРШЕНИН Ким Балков. Небо моего детства. Расска­ зы. М., «Современник», 1986. Герои рассказов Кима Балкова отчасти напоминают шукшинских «чудиков». Но это отнюдь не паноптикум колоритных физионо­ мий, которые внимательный художник под­ смотрел в окружающей его жизни. Харак­ теры у Кима Балкова — становые, исконные. Показанные в их ежедневном бытии, эти люди всем своим существом утверждают самые глубинные основы жизни, безуслов­ ность добра и правды. Они не раздражают назойливой непререкаемостью, нетерпеливым желанием поучать читателя — они спокойно и неутомимо делают свое дело. В книге К. Балкова нет потрясающих сво­ ей грандиозностью описаний трагедии наше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2