Сибирские огни, 1987, № 8

у книжной полки Владимир Башунов. Возвращение росы. Стихи. Барнаул. Алтайское кн. изд-во, 1986. Владимир Башунов пишет в достаточно традиционном для русской советской поэ­ зии ключе и совершенно естественно, что предметом его поэтического разговора ста­ новится родная земля, природа, дорогие и близкие поэту люди, дела и заботы страны. (Не случайно в одном из своих стихотво­ рений он прямо заявляет: «Не тикая, идут часы мои в кругу природы, родины, се­ мьи»), Но за этой традиционностью по­ стоянно ощущается, с одной стороны, свое, незаемное отношение к жизни, собст­ венное ее поэтическое видение, а с другой — глубокое и искреннее чувство, побуж­ дающее к сопереживанию. Наличие в твор­ ческом активе автора того и другого, в со­ четании с несомненным литературным мастерством, позволяет ему оставаться свежим, нестандартным, интересным даже тогда, когда касается он самого, казалось бы, обыденного, много раз воспетого, изоб­ раженного. Картин природы, например. Пейзажной лирике в книге В. Башунова «Возвращение росы» места уделено немало. Этюды В. Башунова предметно-зримы, да­ же осязаемы, а образы, с помощью кото­ рых они выстроены, сразу же запоминают­ ся, западают в душу, но в то же время несут в себе и глубокий подтекст, что, впрочем, и не удивительно, ибо в повсед­ невной жизни природы поэт стремится услышать нечто созвучное самым сокро­ венным движениям человеческой души. И действительно, через ту или иную изобра­ жаемую картину — будь то сельский вид, величественная панорама горного озера или весенний пейзаж — В. Башунову уда­ ется передать душевное состояние и наст­ роение, а иногда выйти к глубоким обоб­ щениям, обнаружить неожиданный пово­ рот в будничном течении жизни. Для это­ го ему бывает достаточно какой-нибудь удачно найденной, точной детали. Вот стихотворение «Августовская уста­ лость...» Перед нами картина плодонося­ щего августовского сада. Тишина. Падают созревшие яблоки. Все закономерно, при­ вычно, по заведенному круговороту. Но что-то все-таки необычное ощущает поэт в этой тишине. Что-то, как подкрадываю­ щийся осенний холодок, тревожное. Это тишина начинающегося увядания, когда перейден экватор жизни. «Тихо нам... С чего бы жалость сердце заняла? Яблоко не удержалось?.. Молодость прошла?..». Вот это-то чувство неизведанного в зна­ комой как будто бы на сто рядов природе и ощущение нарождающейся, пусть пока не очень ясной, новизны в собственной душе постоянно присутствует в поэзии В. Башунова. Вообще вся его поэтическая работа и строится, в основном, на двух краеуголь­ ных для него принципах — вроде бы, на первый взгляд, и противоположных, но в то же время тесно связанных между со­ бой: с одной стороны, поэт уверен и посто­ янно подчеркивает, что «красота проста», однако не менее уверен он и в том, что в ней, простой красоте, обязательно живет тайна, делающая красоту вечно живой и магически притягательной. Насколько по­ следовательно реализует автор эти свои принципы, нетрудно проследить на таких, скажем, его стихах, как «Этюд», «Осенний вид», «Летняя ночь», «Цветы на инее», «Ког­ да вечереет — душа затихает,..», «Чужая тайна», «Тайна», «Апрельский пейзаж», «Детская радость»... Тайна.красоты, а вместе с ней и тайна окружающего мира волнует поэта не без­ относительно — познание ее способствует познанию самого себя, самоочищению. Вот почему еще, наверное, пейзажная лирика В. Башунова .приобретает такое проник­ новенное звучание. Сказывается, несомненно, и сугубо изо­ бразительное мастерство поэта, Лириче­ ская ткань стихов В. Башунова подкупает тонкой словесной выделкой, простым, но запоминающимся образно-смысловым узо­ ром, отчего повторение £ ряде поэтических миниатюр одних и тех же или сходных мотивов не делает стихотворения однооб­ разными, монотонными. Здесь я позволил бы даже прибегнуть к сравнению пейзаж­ ной лирики В. Башунова с пейзажем на­ шей, западно-сибирской лесостепи, если смотреть на нее из окна поезда: одни по­ ля и березовые колки сменяют другие, как будто бы такие же, но стоит чуть внима­ тельнее присмотреться и — каждое поле, каждый колок особенный, в каждом от­ кроется свое «маленькое чудо». Впрочем, касается это не только стихов о природе — всей лирики В. Башунова. Значительная часть новой книги В. Ба­ шунова посвящена родной земле, корням и истокам, .детству и всему, что с ними свя­ зано. Однако воспоминания об отчем доме, дорогих и близких людях, неповторимом аромате деревни своего детства есть та 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2