Сибирские огни, 1987, № 8

8 После того, как рассказ готов, я проверяю каждую фразу со стороны фонетики, : музыкальности. Просматривая свои черновики, я пришел к выводу, что певучесть и легкость - фразы во многом зависит от верного распределения внутри фраз согласных букв. Нужно следить, чтобы внутри фразы согласные распределялись в таком порядке, при котором язык бы не.запинался о них, не ощущал корявость, не производил бы неприятную, трудную работу по их выговариванию, а испытывал бы удовольствие от ритмичности прикосновения к ним. Можно так распределить трудные буквы П, Б, Т, Д, К, что фраза будет ясной, легкой для произношения. А мы зачастую так их группируем, что язык устает запинаться о них, он» создают раздражающие корявины, кочки, тряску в речи. 1) Нужно помнить, что целая фраза произносится как одно огромное слово. Поэтому нельзя начинать последующее слово с того же слога, которым кончилось предыдущее слово. «Дерево дымилось розоватым дымком». Подобная кочка «тым- дым» раздражает язык, делает фразу корявой. 2) Нельзя допускать, чтобы в прозаической фразе слова рифмовались. «Довольная собой, она пошла домой». Нельзя допускать даже подобия рифмы. «По старой дружбе постараешься?» «Тамара старалась»... «От прохожего запахло кожей». Такие созвучия сразу и не уловишь. Раздражает что-то, а что — не поймешь. Стоит лишь освободить от них фразу, как она сразу же станет проще, яснее, музы­ кальней. 3) Нельзя начинать слово с такой же буквы, какою кончается предыдущее слово. «Как клекот»... «Слетела с губ буква»... Языку неприятно запинаться о подобные сочетания букв. Так же нужно следить за последним и первым слогом у ряда стоящих слов. «Девочка, как гриб»... 4) Нужно пристально следить за распределением согласных букв, иначе могут возникнуть трудновыговариваемые сочетания: «Это можно сравнить с чтением рва­ ной, старой рукописи»... Как трудно языку выговаривать это «ить с чте». 5) Не стоит начинать слово с гласной, если предыдущее кончается двумя гласны­ ми. «Эти нежные, еле уловимые движения языка»... 6) Нужно следить, чтобы во фразе не было несколько одинаковых окончаний слов. с : «Она достигла самого трудного для глухонемого: абстрактного мышления». «Она шевелила сухими, длинными, дрожащими пальцами». Одинаковые окончания создают скучную монотонность, усыпляющее однообразие. Так же создает монотонность обилие одинаковых по звучанию букв. «Когда шла неуклюжая Даша — дрожал пол». 7) Неприятно звучат созвучные окончания: «Звуки, возникая и умирая».., 8) Еще Горький указывал молодым на неприятные окончания слов: «вшийся, шийся, вавшей». 9) Нельзя допускать во фразе не только изобилия одинаковых букв, но и обилия одинаковых слогов: «Тетя Вера посмотрела на нее, покачала головой, погла­ дила ее волосы и пошла по делам». Получается — в одну дуду. Сначала бывает трудно улавливать все эти шероховатости, но когда приучишь себя слушать фразу, слово, букву, научишься слушать физические ощущения губ, языка, нёба, тогда быстро сумеешь очищать фразу от всего немузыкального, неуклюжего. * * * Вот и все, что я мог рассказать вам о'своей работе. Рассказал отрывки из обрыв­ ков, искусственно расчленив на этапы единый поток творчества. Рассказал довольно примитивно потому, что в творчестве очень много смутного, еле уловимого, а порой и совсем бессознательного. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2