Сибирские огни, 1987, № 8
Отца мы не боялись, он был добрый, но в меру строгий, как подобает отцу. Поэто му мы не перебивали его, а терпеливо жда ли, когда ои наконец оторвется и начнет рассказывать что-то очень интересное, не слыханное нами прежде. Он усаживал нас вокруг, одного брал на колени и расска зывал. Рассказывал долго и подробно, по ка не приходил кто-нибудь из взрослых или ему надо было отправляться по своим делам. Еще помню: я любил усесться неслышно возле отца, когда он разбирал свои бума^- ги, рукопись, книги. Был у него большой фанерный чемодан, видно, оставшийся еще с военных, фронтовых лет, в котором он держал все это. И как я радовался, когда отец, видимо, оценив мое терпение и усид чивость, отрывал глаза от бумаг и прогова ривал с деланным видом, будто только за метил мое присутствие: — А, это ты? — и одарял меня какой-ни будь книжонкой, брошюрой или блокноти ком Ликованию моему, конечно, не было предела. Особенно если это была книга — с теми самыми премудрыми и непонятными знаками, похожими на тамги, которыми таврили лошадей возле колхозного сарая. Ч»тать-то я тогда еще не умел. Книжки, у полученные от отца, я прятал в холщовую сумочку, подаренную средним братом, ко торый к тому времени обзавелся уже школьным портфелем. Портфели тогда бы ли в диковинку, и теперь, спустя годы, подозреваю, что был я одним из последних обладателей холщовых и матерчатых су мочек, с которыми наши дети в ту пору ходили в школу. А я, значит, готовился пойти в подкласс. Был такой у нас, и при нимали в него, как ни странно, с семи лет. Окончив его, я попал опять... в первый класс, а подкласс, нулевой, как его назы вали, именно в тот год ликвидировали. Потом, в связи со всякими реформами, я заканчивал одиннадцатый класс, и— какая досада! — именно в год моего выпуска этот лишний класс закрыли. Таким обра зом, мои сверстники просидели два лишних года за школьной партой. Но это было вовсе ничто, если вспом нить, что учились мы за одной партой вместе с «переростками». Война поковерка ла многие детские судьбы, и родившиеся в войну или накануне ее как-то сбились с учебы, с нормальной колеи, да и на нас, ро дившихся в первые послевоенные годы, она наложила свою печать. В годы войны на полях истребили всех грызунов — сусликов, сурков, кротов, во дяных крыс. Их мясом питались, а шкурки сдавали Госторгу в обмен на продукты — соль, муку, чай. Взрослые — женщины и старики — были заняты работой, и имен но дети, чуть постарше нас, занимались этой своеобразной охотой по логам и по лям, наставляя капканы и петли, чтобы прокормиться. Так и стали они «перерост ками», которых усадили наконец-то за пар ту с ребятишками, почти вдвое младше их. Мы тоже поохотились на сусликов, хотя для нас это занятие было скорее развлече нием, нежели нуждой. «Переростки» обижали нас мало. Напро тив, была какая-то очень своеобразная дружба старших и младших детей. И хотя над нами часто потешались, дразнили нас, но в серьезном деле никогда не давали в обиду, допускали в овои игры, брали с со бой на охоту, учили ставить капканы, на ходить места, где много зверюшек. А ве черами прихватывали нас гуда, где рас сказывались сказки, устраивались игрища, ойыны. ...А это было еще до того, как я пошел в школу. Однажды, поздним вечером, мы гурьбой направились в нижний край села, где помещались клуб и контора. Ребята говорили, что открыли библиотеку. Слова этого я не понимал, но слышал, что там будут нам давать книги. Поэтому все туда и ринулись. Мне 'было лет пять, не боль ше, но все же увязался, почти как Фи липпов ...В комнате с открытыми дверями, за деревянной перегородкой сидел всем нам знакомый Кутай — не то счетовод, не то продавец. Как теперь догадываюсь, он был и библиотекарем по совместительству. Книг было мало. Умещались они в деревянном шкафу, который, возможно, еще и сейчас можно увидеть в колхозной бухгалтерии. Но нам казалось, что книг много, так мно го, сколько мы еще и не видели. Кугай, серьезный, обычно молчаливый человек, был в душе, видно, шутник, хотя говорил всегда спокойно, без улыбки на лице. — А тебе тоже?— спросил он меня. Я замер от волнения и не сразу нашелся. Тут все закричали: — Тоже! Тоже! — А ты читать умеешь? Я еще больше заволновался, потому что не знал, что означает «читать». Когда отец держал в руках книгу, я думал, что он просто смотрит на эти знаки и заковырки, похожие на птичьи следы на снегу, и не понимал, для чего так долго разглядывать их, если нет ни одной картинки. Пока я молчал, Кугай сам решил выру чить меня: — Ты, видно, Алика брат? Ну, Алик, тогда даю тебе две книжки: тебе и брати ку. Одолеете? На, распишись. Надеюсь, не порвете. Смотрите, дети, берегите книгу — это большая радость и большая цен- ность. Она вам расскажет обо всем, что вы хотите узнать. А еще Кугай был очень справедливым и точным: выдавал всем и каждому только по одной книжке. Объем книги, толшина ее строго соответствовали возрасту стоящего перед ним. Лишь раз взглянув, он безоши бочно угадывал, кому что достанется. — Какую хочешь книгу? Я оторопел. Прямо передо мной на полке стояла тоненькая книжечка. На ней были изображены медведи — большой, поменьше и медвежонок, которые шли друг за дру гом. — Эту! — Эту? На, держи! Это книга о трех медведях и девочке, которая заблудилась в лесу. Прочитай ее и учись знать свой лес, тогда не заблудишься... Мы, дети начала пятидесятых годов, в одежонках, большею частью латаяых-пере- латаных, шли домой и каждый крепко держал за пазухой свою единственную кни гу — эту большую радость и ценность, как учил Кугай, чтобы не сдуло ветром листы, не запорошило снегом. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2