Сибирские огни, 1987, № 8
его похожи на уже кем-то описанные, если эти характеры заштампованы и давным- давно всем известны. Один молодой автор описал жену ответственного работника. Мужа перевели из Москвы в Читу. И. вот она в вагоне произносит речи о том, что жить можно только в Москве, что Чита — медвежий угол, в котором, конечно, нет хорошего театра, нет хо рошей портнихи, нет хорошего парикмахера. И, конечно, эта дамочка в пижаме, воло сы ее крашены, губы и ногти тоже, она заявляет, что Пушкин, описав Анну Каренину, имел в виду то-то. Она путает Толстого с Достоевским и т. д. В общем — набор этих штампов мы уже встречали в сотнях ремесленных поделок. И читателю просто скучно читать об этой давным-давно известной ему дамочке. И взял молодой автор эту да мочку не из жизни, а из литературы. Характер подсказывает жизнь. Если ты высмотрел в ней схежий, яркий характер, если нашел героя, не говори о нем, какой он, а дай ему действия, в которых бы и про явился его характер. А действия, рисующие разные стороны характера героя, и об- разуют сюжет. Прежде чем сесть писать, автор должен очень ярко увидеть, мысленно предста вить то, что он хочет нарисовать словами. Сейчас я попробую рассказать вам, о том, о чем почти невозможно рассказать. Я постараюсь воссоздать момент творческой работы. Вот начинаю работать над «Бессмертными цветами». Фантазирую начало расска за. Мысленно вижу предрассветные сумерки. В глубине двора домик. Он за кустами сирени, черемухи, за желтеющими березками. А первым планом, на улицу — богатей ший цветник. Ночь едва-едва линяет, и поэтому в сумерках ясно видны только белые цветы, а красные, фиолетовые, лиловые едва только проявляют свою окраску. Будто мысленно картина готова. Нет, не волнует меня. Это неинтересно описы вать. Нет чего-то моего, душевного. Нет настроения в картине. Не слышно музыки, звучащей в подтексте. Хорошо, возвращаюсь и фантазирую снова. Предрассветные сумерки. В этот час обыкновенно бывает великая тишина. И вот вижу у домика две желтые березки. Нет, живописней будет, если две березки растут из одного основания, как большая белая рогатка. Березки совсем неподвижны. Оцепенели. Ни единый ли сток не шевельнется. И — никого. Весь город спит. Это мне уже нравится, это волну ет. Но еще бледно, бледно! Это не живопись. На рассвете... Что же бывает на рассвете дорогое мне? Ведь уже осень. Роса! Зелень от росы седая, серая. Вспоминаются запи санные детали. Сюда их! Помню, давно записал: «В предрассветной тишине еле уло вимый шорох — идут невидимые дождички: скатываются, с листьев росинки». Обиль но смочена крыша. И в нерушимой тишине бегут капли в водосточной трубе. Под ней должна быть бочка. Просто Сочка — не интересно. Бочка зарыта в землю! Она полу пустая, гулкая. И капли в нее с чистым стеклянным звуком: буль-буль-буль. Откуда- то из сумрака пахнет настурцией. В лиловых трубах гладиолусов, как в гнездышках, капли-яички. Приходит деталь за деталью. И все мне дорогие детали, они мои, они волнуют меня, они частица меня. В них звучит краса земли, любовь к земле, это со здает тот авторский подтекст, ту неповторимость, которые обязательно затронут душу читателя. Вот ожил передо мной этот цветник на рассвете. Вдруг скрипнула дверь, из доми ка вышел цветовод. Старик должен быть умный, сильный. Очень важно описать его внешность. Вспоминаю ферганского садовода. Может быть, его внешность передать моему цветоводу? Очень крупный, высокий, грузный старик. Он в парусиновой блу зе, в парусиновой фуражке, в сандалиях. Голова у него бритая, в буграх, брови лох матые, усы моржовые, нос толстый, слегка лиловый. Хорошая внешность, подходит моему цветоводу! И все-таки я заскучал. Что-то не так. Что же? Что в душе у цветовода? Он стар. Он думает о близкой смерти. Но он любит и понимает красоту жизни и земли. И та кие утра — это его свидание с землей, его прощания с жизнью, его печаль и любовь. И никто об этих свиданиях не 'знает. Никто. Значит, меня в этой предрассветной тишине не должно быть. Я, мое присутствие — всё портит. Всю эту тишину, мокрые цветы, бульканье в бочке — все, все детали пусть увидит, услышит этот старик. Ведь что и как видит человек — определяет его характер. А старик — художник, поэт, цветовод. Значит, он может замечать тонкие, поэтические детали окружающего мира. Все видеть его глазами. И это откроет перед читателями его внутренний мир. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2