Сибирские огни, 1987, № 8
Знакомство, начавшееся не совсем обычно, вылилось в дружбу, особенно в годы, когда Илья Михайлович переехал в родной ему Новосибирск. Годы, общения с прекрасным человеком и писателем незабываемы. Но как трудно об этом хорошо и достойно рассказать! Н. ЯНОВСКИЙ . Илья ЛАВРОВ РАССКАЗ О РАССКАЗЕ і П уть к настоящему художественному произведению всегда идет через личное к общественному. Жизнь течет в душу. И эта жизнь становится частью писателя. Он что-то любит и что-то ненавидит. И вот ему очень хочется сказать, написать об этом. И он пишет рассказ. Но для автора это не рассказ, а дневник, его тайный, личный дневник. Над его страницами он грустил или радовался. Искусство рождается из любви или ненависти, из горя или счастья, — оно только никогда не рождается из равнодушия. И вот, если писатель создает рассказ как личный дневник, как отголосок своей души, тогда и выходит художественное, своеобразное произведение. Но здесь есть опасность, что произведение может оказаться мелким, именно только личным, комнатным, озаренным всего лишь интимными чувствами. Чтобы этого не слу чилось, писатель должен жить большой жизнью со всем народом. Тогда в душу его войдет важное, общественно значимое, его личным станет общественное. И уже потом, написанное как лирический дневник, оно будет дорого многим читателям потому, что они прочитают о том, что волнует их. Вы частенько встречаете рассказы, которые вас не трогают. Писатель икс знает, что сейчас очень нужны рассказы о рабочих, о труде. И писа тель садится за такие рассказы. Он даже материал хорошо знает. И все же рассказы получаются серыми. Почему? Потому, что писатель икс материал, кусок описываемой жизни воспринял только головой, этот материал не лег у него в душу, не стал его лич ным, лирическим материалом, не стал частью его биографии. Он не был восхищен опи сываемыми героями. А значит — у него не было того эмоционального озарения, которое делает рассказ душевным, проникновенным, теплым. У писателя икса каждую строку освещает только холодный свет рассудочности. А кроме разума нужен еще тот внутрен ний эмоциональный поток, который течет в подтексте, как горячая кровь. Писатель не может писать обо всем. У него есть и стены и потолок. Он в плену своей биографии. Сколько пережил сам — столько и расскажешь читателям. А иногда поддашься недалекому критику, напишешь о том, что чуждо твой душе, и получится скверно... Теперь я на конкретном примере покажу, как в душе у меня копился материал для одного рассказа. Рассказ этот называется «Бессмертные цветы». Он зародился у меня в душе еще бессознательно лет 30 тому назад. Разгар нэпа. Спекулянт, мещанин ожил. Он даже процветает. Торжествует! Отец мой пьет напропалую. Пьяный устраивает дома побоища. Бьет окна, топчет посуду, с топором гоняется за матерью. Нас, ребятишек, охватывает ужас. Мы ночуем частень ко у соседей. И вот в душе моей зарождается ненависть к отцу. Его мысли, чувства, слова, дела, жизнь мне противны. Но я еще не понимаю — почему. Его приятели, знакомые чем-то походят на него. Я что-то улавливаю, что мне противно. Уже потом я понял это «что- то». Название этому: мещанство. И на всю жизнь загорается ненависть к мешанам. И, как бегство от них, как бессознательный протест, как противоположное мещан ству просыпается в моей мальчишеской душе любовь к стихам, книгам, к музыке, 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2