Сибирские огни, 1987, № 8
К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИЛЬИ ЛАВРОВА ДАВНИЕ СТРОКИ Передо мною письмо Ильи Михайловича Лаврова тридцатилетней давности. Каждое слово, каждая буковка выписаны четко и ясно, а краткое содержание его отбрасывает меня в туманную и с годами манящую даль. Да, да, все это было — и поездки, и выступления, и сообщения в газетах. Все волновало, казалось значительным, теперь вот лежит строчками забытого письма... С Ильей Михайловичем я познакомился в 1956 году по пути в Москву на Третье совещание молодых писателей. Мы, молодые из Новосибирска, сели на тот же поезд, на котором уже ехали молодые из Читы. Встреча была нежданной, потому бурной и достаточно бестолковой. Говорили громко и все разом, говорили обо всем, но глав ным образом о том, что нас, возведенных в ранг «писателей», ждет в столице. Мы, уже немолодые, как-то сразу сошлись. В новую свою профессию, как оказалось, мы оба были влюблены и с жадностью набрасывались на все интересное, необычное, стоящее внимания профессионалов. Я скоро и воочию убедился, что Илья Михайлович .жаждал совершенства на из бранном пути. И в нашем разговоре, путаном и сбивчивом, то и дело всплывали име на Грина и Паустовского, Бунина и Пришвина. Я изучал творчество Всеволода Иванова, а Лавров, оказывается, встречался с ним в Забайкалье. — Помните ,— спрашивал я ,— удивительный рассказ «Дате»? Вот его начало: «Монголия — зверь дикий и нерадостный. Камень — зверь, вода — зверь, даже бабоч ка и та норовит укусить...» Илья Михайлович, согласно кивая, повторял, разводил руками: — Верно! Это хорошо и читается как стихи! Я что-то толковал ему о поэтичности рассказа «Ночные сторожа». Недоверчиво взглядывал на меня: бубнил: — Не знаю, не знаю... Говорят... Может быть, может быть. Припоминаю, что именно в эти часы объяснений с автором пришло решение напи сать о рассказах Ильи Лаврова, самому понять «тайну» искусства рассказчика. После Москвы, где Илью Лаврова согласно признали, назвав «крупным талантом», лишенным, однако, направления, мы начали переписываться. Мне, например, надо бы ло знать для статьи, когда точно написаны рассказ, повесть, очерк. Илья Михайлович обстоятельно отвечал, сообщая иногда и предысторию произведения или объясняя по будительные мотивы его появления. Жалею, что эти-то письма и не сохранились. Сдается мне, что я их ему вернул по его просьбе. Сохранилось совсем немного: письмо от марта 1959 года, сопровождавшее книжку для детей «ПохЬждения Васи Кривёнка и его брата Кубаря» (Чита, 1959) с надписью: «И. Н. Яновскому от автора, впавшего в детство». Илья Михайлович писал: Дорогой Николай Николаевич! Ловил в газетах вашу фамилию в отчетах о совещании и завидовал Вам: уж очень хочется хотя бы на недельку в Москву. Конечно, Вы много вывезли оттуда интересного.у ^ тцшь ^ гладЬі да д0жья благодать. И думаешь: как бы удрать. Затеяли выпускать по подписке альманах 4 раза в год. Первый номер имел успех. За три дня исчез с прилавков. Дешевый, похож на журнал, оформлен прилично. Посылаю Вам повесть. Прошу Вас — прочитайте. Б. К. Рясенцев объяснит, в чем деЛ°Посылаю Вам новую книжку. Это мой подарок школьникам. Удивительно приятно и весело писать для ребятишек. Желаю Вам здоровья. Илья Лавров. Март 1959, Чита. Через несколько месяцев я получил и беседу с читателями «Рассказ о рассказе», помеченную 1960 годом. Когда я прочитал ее, я как бы заглянул в лабораторию писателя и ощутил его как человека, работающего своеобразно и напряженно. Теперь я о его рассказах не мог писать, как регистратор, отмечающий удачи и неудачи писателя. За кажд* ( рас сказом незримо стоял писатель, и следовало распознать и его состояние, и его замы сел. подлинный, глубинный, а не тот, который с, ходу подсказывается сюжетной ситуа цией. «От человеческого существа писателя к его образам — вот путь критика»,— думал я, читая «Рассказ о рассказе». И в кратеньком письме, и в беседе с читателями слышен живой голос Ильи Михайловича. В 1961 году статья моя под названием «Но вое» и «старое» в творчестве Ильи Лаврова» появилась в журнале «Сибирские огни». 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2