Сибирские огни, 1987, № 8
И з а н и м н е у гн а т ь с я теб е. В м о р е с в е т а н ад д р ев н ей д о л и н о й , С та р и к о в ск о й кр у ч и н о й том и м . С ты н еш ь ты н а в ер ш и н е орлиной И за в и д у е ш ь в н у к ам сво и м . И г л я д и ш ь н ео тр ы вн о и зо р к о И з-п о д см у гл о й л а д о ш к и х у д о й . К а к у х о д я т в р ас све тн у ю зо р ьк у П о е зд а с та ш т а го л ь с к о й ру д о й . (* Старому шорцу>) В .. Б аян ов у, зн аю щ ем у ц ен у св оем у тр у д у (н е б у д ем забы вать, что он маш инист т еп л о в о за ), как бы виден «н асквозь» и чу ж о й тр уд. П о эт сум ел п оказать м и р овос приятие стар ого ш орц а, потерявш его сп о собн ость активно труди ться: д л я него ещ е д о р о ж е стала п р и р ода, она как бы вышла и з-п о д его власти, преврати лась в нечто н ед о ся га ем о е. В о т почем у он видит не п росто зн ак ом ое н ебо н а д дол и н ой , а « м о р е света». В . Б аян ов, хор ош о зн ая у к л а д русск ой сем ьи, ее быт, ценя в нем основательн ость, п остоян ство, у в а ж а ет и о б р а з ж изни ш орца. Б о л ее того, ем у д о р о го и бл и зк о в ч у ж о й ж и зн и все, что да р и т чел овек у р а д о ст ь и счастье. О тсю да — н ен азой л и вое п роникновение в личную ж и зн ь старика, п рикосновение к его былой м ечте «о ж а р ких н очах», о горян к ах-к р асави ц ах. В нем — таком д ал ек ом прош лом — и оставил стары й ш орец св о е н еп о х о ж ее ни на чье счастье. В. Б аян ов сум ел почувствовать и п оказать нам эт у н еп о х о ж есть и раскрыть п ер ед нами мир непонятной таинственной душ и ш орц а. Д у ш а эта, будуч и откры той и п ростой, одн ак о, не зам к н ул ась в своих п ечалях, она как бы устр ем л ен а в б у д у щ ее — в сл ед за п оезд ам и , уходящ им и с «таш тагол ьск ой р удой ». П о эт н е говори т откры тым текстом о внутреннем состоянии стар ого ш орца, п р ов ож аю щ его взгл я дом состав. Н о оно ч увствуется в точны х д ет а л я х . «Н еотры в но и зо р к о » — значит, со скрытым в ол н е нием. В едь д л я старик а это не п росто гр уз или п о р о д а , а п р еж д е всего зем ля, п оли тая его потом , отчая зем ля, частица родины . Н о , видим о, д уш а старика с в о б о д на о т н едовер и я или п одозрител ьности , коль п о езд а у х о д я т н е к уда-то, а «в р ас светн ую зорьк у». Е сть в старик е ш орц е глубок ая лю бовь к св оей р оди н е, тр евога за ее су д ь б у и н еи ссяк аем ая вера в ее светлое б у д ущ ее. В с е это р одн и т его с русским д ед о м И гн а том , за ст а в л я ет д у м а т ь о том , что лю ди, к ровн о привязанны е к своей м алой р о д и не, в сегда близки по д у х у . Ч ем б л и ж е зем л я отцов, тем понятней зем л я ч уж ая , ее св о ео б р а зи е. И п оэт лю буется красотой горн ой природы : О гн и р а с с ы п а л и с ь в л есу . О гни, н у что м не д е л а т ь с вам и ? К ак б у д то в д н о ш а л ьн о й М рас-С у В б и в аю т зо л о т ы е св аи . Р усск и й хар ак тер в сегда отличался вы сок ой к онцентрацией д у х а товарищ ества, сп особн остью восприним ать др уги е, порой таки е н еп о х о ж и е на него характеры . В и к тор у Б а я н о в у до в ел о сь сл уж и ть в г р у п п е советски х войск за р у б еж о м . З д есь он воочию у б ед и л ся в том , что языком объ еди н яю щ им , сплачивающ им м ож ет быть только язык д р у ж бы , язык довери я и взаи м н ого у в аж ен и я. Э том у научила его 158 «м ал ая р один а». Ч ем дальш е он н а х о д и л ся вдал и от нее, тем сильнее к азалось, « б у д т о сам ая роси стая по утрам у н ас трава», что нет ничего м илее «речки с в я з кой тиною », низенькой двери , в к оторую н ельзя «пройти б ез низнрго поклон а». О д н ако думы о роди н е н икогда н е засти ли д у х о в н о г о зрен и я. О но всегда н ах о ди л о зд есь и к р асоту и д о б р о т у . «С редь тю- рингских о б л о ж н ы х тум ан ов» р усск ом у парню киваю т « д р у ж еск и сосн овы е верш и ны». В м есте с товар ищ ам и -сосл уж и вп ам и поет он песню , к отор ая сл овн о выносит поющ и х «на волж ски й стр еж ен ь». И в м ес те с ними на это м ст р еж н е — ш оф ер д р у гой страны «п одтягивал баск ом ». Б ы л о х о р о ш о в м и н у ты эти , Л и ц а м о л о д ел и и ц вел и . И х о те л о сь, чтобы все н а св ете В м ес те с н ам и п ели , к а к м огли . Х арак терн о, что чувство и нтерн аци он а лизм а в п оэзи и В. Б аян ова — ск ор ее от сер дц а, чем о т ум а. К а ж ет ся (а м ож ет, это так и ест ь ), что с ним он роди л ся на свет, впитал в себ я с м олоком матери. Л ю б я св о е р усск ое, вдохн ов л я я сь д у х о в ными ценностям и своих зем ляк ов, поэт стрем и тся п одели ться своей лю бовью со всеми, к ом у н езн ак ом а русск ая культура. К ул ьтур а различны х н ар одн остей и н а ций еди н а, ненавязчи во у т в е р ж д а ет он, и бо душ евны й ук л ад л ю бого н ар ода им еет одни и те ж е основы — совестли вость, внутреннюю скром ность, нравственную устойчивость. V В военны е и первы е п ослевоенны е годы Б а я н о в у до в ел о сь быть свидетел ем ж и з нестойкости ж енщ и н -тр уж ен и ц в си би р ском ты лу. О тсю да — его гл убок ое у в а ж е ние к ним, к отор ое он п ронес через все св ое творчество. М н о го л е т ее я зн аю . Е ю з л а я д о л ю ш к а . К ак в о д а та л е д я н а я , В ы п и та д о д о н ы ш к а. Н ад о , с т а в е д в а вл ю б л ен н о й . С в ян у ть то н ьш е веточки И , в стр е ч ая п о ч тал ьо н а, Ж д а т ь го д а м и весто чки . Н а д о м ного в зн о й и грозы Той в о д и ц ы в ы п л е ск ать. Н а д о п р е ж д е в д о вьи сл езы В се д о к а п л и в ы п л а к а т ь. В от и д ет о н а с вед ер к о м В св етл о м п л а т ь е п р о стен ько м , Б у д т о т о н к а я к е д е р к а Н а та е ж н о й п р о секе. К а ж д о й клеточкой о ся за ет «н ем ол одая м аленькая ж енщ ин а» х о л о до к таеж н ой просеки, ей, как в детстве, приятно «мять гу стую травуш к у». И он а н егром ко н ап е вает: И з к о л о д ц а в о д а л ьетс я, В о д а в о л н о в а та я ... С а м а б е л а я с л и ц а . Л ю б и л а чер н о вато го . О тк уда бер ется за д о р н а я , звон к ая ст р у на там , где, к азал ось бы, все сгор ел о д о т ла? Н о в том -то и д ел о , что взгл яд б е с хитростн ой душ и н аправлен п р еж д е всего не в себя , он не привык д о л го быть н аеди-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2