Сибирские огни, 1987, № 8

И знакомы й п оселок с тр убам и и ш ах­ тами, и встречны е кедры с соснами — не только приметы наш его времени, это при­ меты внутреннего настроя, приметы миро­ ощ ущ ения человека, в кровь которого вош ла и м орозн ая пыль вековых кедров, и черная пыль ш ахтерских поселков. К ра­ сота стороны лю бим ой и честный, п р еоб­ раж ающ ий ее тр уд есть две сози дающ и е силы, обостряющ ие поэтическое зрение Б аянова д о ревнивой влю бленности в си­ бирский характер природы , — ведь она п р одол ж ается в харак тере ж ивущ и х здесь лю дей. Ч ем г л у б ж е в человеке чувство Родины , тем меньш е в нем эгоцентризм а. Эта мысль — во многих стихотворениях поэта. Чтить св ое родство — значит чтить все лучш ее, что есть в лю дях, значит быть верным сам ом у себе. В от почем у такой тревогой наполнено стихотворение «Н е дум ать ни о чем теперь бы». У леси стой низкой гривы Т ебе, ш агаю щ ем у в рост, В д р у г броси т чи бис: «Ч ьи вы ? Ч ьи вы ?» — О д и н -ед и н ствен н ы й вопрос. Он не п оет, не красн о сл о ви т Н о ср азу , к а к у кром ки рва, Т еб я тр е в о ж н о о стан о в ят Те н ем у д р я щ и е сл о ва. П о д н явш и сь н ад р азд о л ье м нивы , И в р ад о стн ы й и в горький час Т ревож ны й чибис: «Ч ьи вы ? Ч ьи вы ?» — З ав и д е в , сп р а ш и в ае т нас. Ч тоб пом н и ть м ы не п ер естал и , П од н аш и м небом и л ь чу ж и м — В ка к о м кр аю мы в ы р астал и , К акой зе м л е п р и н ад л еж и м . Н ет, >не сл учайн о остановит кого-то ,<один-единственный вопрос» — чьи вы? Он застави т задум ать ся не только о том, откуда ты родом , н о и о том , насколько соответствует твой тепереш ний духовны й настрой знакомым с детства ш ироте л у ­ гов и полей, чистоте синего неба над го­ ловой. И если, ск аж ем , равн одуш ен ты к песням отцов и д ед о в , если они не ш еве­ лят в тебе «отрадн ого мечтанья» и ты иронически восприним аеш ь их открытый, ясный смы сл, значит есть о чем пом ол­ чать п еред бесконечными волнами трав... А всегда ли мы уверены , что носим в се­ бе свое, главное (мысли, мечты, и деи), вопройіает поэт читателя, всегда ли мы откровенно восприним аем ч у ж д о е для нас,. каК ч у ж о е? В спом инается такой случай. О дн аж ды в рабочем общ еж и ти и мне весь вечер довел ось слуш ать, п ож ал уй, че­ ресчур громкие «современны е» эстрадны е песни, доносивш и еся отк уда-то с ниж них этаж ей . Только ум олкнет один «м енест­ рель», т у т ж е «зав одят» другого... Н е так- то просто было р азобр ать слова, с о д е р ж а ­ ние. Только ритм — дергающ ийся, л и хор а­ дочный, вы раж ающ ий стрессовое состоя ­ ние наш его времени, проникал в незакры ­ тую ф орточку. И вдруг где-то рядом , сов ­ сем негромко, отк уда-то пробилось: «П усть он вспомнит... девуш ку простую ... пусть услышит... как она поет...» П ели за стеной ЙеТромко, но . внятно — м олоды е, почти детск и е девичьи голоса. Ч то и х петь заставил о в этот час, н е­ важ н о. О днако песню они не испортили ни см ехом , ни дурачеством . В клады вали в нее д уш у и чистоту м олоды х сердец. М о ­ ж е т П отому, что пели с в о е ? Н е один год прош ел с тех пор, но помню и сегодня, почти физически ощ ущ аю : п ро­ стая прозрачная м елоди я солнечным п ото­ ком п робивается сквозь гром оздящ иеся др уг на др уга ритмы, вряд ли способны е вы звать гл убок ое, а главное — искреннее ответное чувство... И п роясняется в сер дц е то, что д а р у ет ем у ж изнестойкость: ...к а к и м бы ты х о лод ом ни бы л п род ут И к а к а я бы сл як о ть ни п а л а на п аж и ти . З н а ю я: д н и о сту д о то й д у т, п р о п ад у т, А во т это т н ав ек и о стан ется в п ам яти : Х лебн о-ягод н ы й д у х н а о тр ад н о й зем ле. Т а к п росторно в округ осиянно, р яб и ново. И о рут п етухи гд е-то в б л и зко м селе, И н а н еб е ни о б л ач к а нет. Н и еди ного. IV Л ю ди в стихотворениях Б аян ова точно наполняю т своим чистым ды ханием его поэтический мир — п отом у зд есь «русский д у х » , зд есь пахнет Р оссией. «Р усски й д у х » извечно стрем ится о б ъ е­ динить в себ е к расоту одуш евлен н ой им природы . Он словно пы тается растворить в себ е « д ух» к аж дого стебл я, дерева, зн а ­ к ом ого с детства холм а. О тсю да — поэти­ ческое чувство взаим опричастности, н ер аз­ рывности с у д еб человека и природы , ко­ торы е как бы сливаю тся в о дн у общ ую . М ы зн аем очень м ного. Э то верно. М ы м у д р о сть н акоп и ли за века. Н о о тч его грустн а у речки в ер б а И о тчего р яб и н а та к горька? У еду я в д ер евн ю к тем р яб и н ам И рассп р о ш у , не р ад и злой молвы . + У д еву ш к и , об м ан утой лю би м ы м , И у седой стар ею щ ей вдовы . М не к а ж е тс я , они о тв етят верно, К ак не о тв етят кн иги за века — И о тчего грусти т н ад речкой верба, И о тчего ряб и н а т а к го р ька. И у ж е каж ется, что и твоей судьбы нити переплелись с нитями, протянувш имися м еж ду грустящ ей над речкой вербой и о б ­ манутой девуш кой, м еж д у горькой ряби­ ной и стареющ ей вдовой. И трудн о ск а­ зать, кого из них больш е ж аль, настолько велико присутствие человеческой доброты — во всепоглощ ающ ем тепле ее словно теряю тся все други е чувства. Э то — очень наш а, очень русская пе­ чаль — простая, заразительная, н аводя ­ щ ая «так много д ум » (тех, что не из голо­ вы, а из сер д ц а ). П ечаль светлая, настраи ­ вающ ая на духовн о-родствен ны е, лиш ен­ ные двухсмы слия взаим оотнош ения. Ч еловек тр уда в поэзии В. Б аянова св о­ боден от чувства п ренебреж ения, п р евос­ ходства. Уроки русской душ и — п р еж де всего уроки кровного товарищ ества. В п ол ­ не закогіом ерно, что в его п оэзию органич­ но вплелись интернациональны е мотивы. М олча д ер ж и ш ь м ахру и кр есал о , П оседелы й , к а к горы , б об ы ль. М о ж ет, вспом нил го р ян о к-кр асав и ц , Тех, которы х к о гд а-то л ю би л? Н е д л я них ли с за п асо м то л к ан а И с м ечтою о ж ар к и х ночах Ты п удовую тя ж есть к а п к ан а Ч ер ез горы т а с к а л н а п л еч ах ? И в зд ы х аеш ь ты горько б ез ф ал ьш и О ттого, что по горной троп е З в ер ь у х о д и т все д а л ь ш е и д ал ьш е . 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2