Сибирские огни, 1987, № 8

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. КАРЛАГИН ЖИВЯ ДОВЕРЧИВО И ПРОСТО (О ПОЭЗИИ ВИКТОРА БАЯНОВА) В соврем енной поэзии сдел ан о нем ало, чтобы понять характер человека-труж еника. Тему эту на­ зы ваю т «рабочей», «производственной»,—; одн ак о данны е термины вряд ли от­ р аж аю т нравственную суть вопроса. Д л я этого н адо п р еж д е всего прикоснуть­ ся к истокам внутренних сил человека; к основам его д уховн ой мощ и. И м енно этот угол зрения, мне к аж ется, и является наи­ бол ее верным и эффективным в исследо­ вании не только «темы тр уда», но и ха­ рактера человека вообщ е. Я сность и глу­ бина такого взгл яда дал ек о не всегда за ­ висит от площ ади, м асш табов, поэтическо­ го мира того и л и 1 иного автора. Говоря словам и Н . Д о б р о л ю б о в а , «для ли терату­ ры, д л я сам ого общ ества го р а зд о важ н ее вопрос о том, на что уп отребл яется, в чем вы раж ается талант худож н и к а, неж ели то, какие разм еры и свойства имеет он в сам ом себе». П отом у-то я и решил обратиться к твор­ честву поэта, не увенчанного пышными лаврами, но в то ж е время сум евш его о т ­ разить в своей поэзии некоторы е сущ ест­ венны е черты харак тера п ростого чел ове­ ка, по сути — народн ого, национального харак тера. К емеровчанин Виктор Б аянов у ж е мно­ го лет п одр я д — маш инист тепловоза транспортного ц еха крупнейш его в стране химического объ един ен ия. Он и в поэзии остается верен себе: говорит, чувствует, мы слит п о-рабочем у — безы скусно, не м удр ствуя лукаво. В се герои его п роизве­ дений — рядовы е труж еники, в их об р а за х поэт стремится воплотить нем еркнущ ие народны е идеалы . В поэзии В. Б аянова не так у ж много «производственны х сцен», о бр азов п ер едови ­ ков или картин тр удовы х сверш ений. С о зд а ­ вая ж ивы е характеры просты х лю дей , поэт п редпочитает показы вать их в общ ении с природой, д р у г с другом . В едь труж еника м ож н о узн ать не только по его отнош ению к работе, но и по его способн ости лю бить родин у, сеять д о б р о е, ненавидеть зл о, неиск­ ренность. / I «Р оди ть ся п о д сибирским небом м ало — н еобходим о стать сибиряк ом »,— утв ерж д а ет поэт. В крепком п ож ати и рук л есор убов, к ото­ рые «корявы , что к едровая кора», в умении таеж ны х охотников п опадать «белке точно в глаз», тр езв ое чувство того, что все д о л ж н о соверш аться в этом мире без лишней суеты . Т акое чувство превыш е славы , покоя и гор­ дыни. П сихологически важ ен не процесс тр уда, как таковой, а его духовн ость, как сила, п р еобр азую щ ая народны й характер: ...все они ш а х тер ы , м аш и н и сты , С и би рь из тьм ы п о д н явш и е ры вком . С лова не р ас сы п ал и , к а к м он и ста, И в гр у д ь свою не би ли к у л ак о м . Н е вы х о д и ли н ап о к аз, р аззв а н и в а я . М ол, си б и р як, — не кто -н и б у д ь др у го й ... К азал ось бы какая связь м еж д у внутрен­ ней красотой человека и трудовы м и б у д н я ­ ми у станка, в ш ахте, за рычагами теплово­ за? С ам ая кровная. Л ю бой т р у д (конечно, согласно пословице: всякое рем есло честно, кроме в ор ов ств а), выполняемый хорош о ,и со знанием д ел а , не случайно н азван д о б р о ­ совестным, ведь он накапливает в душ е че­ ловека д о б р о и совесть. С ам характер тако­ го т р у д а — его непреры вность, зрим ая сози- дательн ость — м орализующ ей стихией в х о ­ дит в харак тер труж ен и ка, начисто обтачи ­ вает, как н аж д ак ом , в его д уш е все за у се- 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2