Сибирские огни, 1987, № 8
новна, — только после ремонте еще все в школе свалено, не успели разобрать... Назавтра, проходя по улице, я увидел стоявшую у школьного крыльца молодень кую учительницу. Спросил — не сможет ли' она показать мне стенд с историей села. — Стенд? — она пожала плечами. — Был, вроде, какой-то. Не знаю... Висели какие-то фотографии. В прошлом году я уже их не видела. В класс зашли две девчушки: — Мария' Евгеньевна, мы все сделали, — сказала одна, переминаясь у порога.— Со брали в кучи,' сгребли... Можно идти? Учительница кивнула. — О чем они? — спросил я, когда девоч ки ушли. — Да на пришкольном участке... Отра батывают. Я вздохнул: — Значит, нет стенда. А что хоть на тех фотографиях было? — Не знаю. — Она опять пожала плеча ми.— Вообще-то я увольняться собираюсь. — Почему? — Так... Городская я. Городской жи тель. — Вы что преподаете? — спросил я. — Русский. ■ Мне всегда казалось, что преподавать родной язык, родную речь — это нечто боль шее, чем учить только грамматике. Может, и лучше, если эта учительница уедет. Но бо юсь, приедет другая, такая же равнодуш ная. Приедет «отрабатывать». Сколько их уже тут перебывало... Дня через три в сельсовете я встретил директора школы. Галина ФилимоИовна протянула мне два тетрадных листка: — Нашлись только обрывки стенда. Но я вам тут переписала с него: «Село Семилужное, основанное служивы ми людьми в 1664 году, расположено на правом берегу р. Каменки, впадающей в р. Киргизку, — прочел я. — По сведениям 1859 г. в селе было 190 дворов, число жи телей — 1040 человек...» ' — Откуда такие данные? — спросил я. — Преподавательница истории где-то брала, — сказала Галина Филимоновна. — Она и стенд оформляла. Уехала... После в областном архиве мне показали документы — действительно, основано Се милужное в семнадцатом веке. Сохрани лись и данные переписи за 1859 год —да, было здесь тогда 190 дворов и насчитыва лось в них 1040 «душ обоего пола». А на кануне первой мировой войны уже прожи вало тут без малого полторы тысячи чело век. Были в Семилужках волостное правле ние, церковь, церковноприходская школа, сельское двухклассное училище, часовня, хлебозапасный магазин, шесть мелочных лавок, казенная винная лавка... Накатилась первая мировая война, кто зкрет, сколько забритых в солдаты семи- лужских мужиков навеки осталось лежать в Галиции, Карпатах, далеких Пинских бо лотах... Захлестнула гражданская, и опять полегло в сырую землю немало здешних головушек. Чередой пошли годы: двадца тые, тридцатые — будоражило село, ме нялся уклад жизни, проводили коллективи зацию, уезжали отсюда на прииски и на шах ты, теряли, обретали, рушили старое, стро или новую жизнь... Р азы скали м не в здеш н ем сельском С ове те похозяйственны е книги за 1940 год. В том п оследн ем предвоен н ом г о д у бы ло здесь 94 крестьянских д вор а, н аселение со ставляло 408 человек. Б ольш е ш естидесяти из них во время В еликой О течественной уш ло на ф ронт. М инули роковы е сорок о вые, остались п оза д и нелегкие послевоен ные годы , началось ук рупнение хозяй ств— С егодня всех тех, кто ж и л в С ем ил уж н ом в п оследн ем п редвоен н ом го ду , м ож н о пе ресчитать по пальцам . З н а л я, что п ер етрях нуло деревню за м инувш ие с предвоенной поры годы , но как-то п о -о со б о м у остро ощ утил это, к огда выяснил ц иф ру — семь человек. В сего сем ь коренны х старож и лов села... Б ольш инство сем и л уж ц ев р а б о т а ет в здеш н ем сов хозе. К ак и у всех хозяй ств «родословн ая» его пестра: б о л ее десятк а сел ьхозартелей, затем — укрупненны й кол х оз, с 1968 го д а — сов хоз «К расн ое зн а мя». М ного ок руж ны х деревень вобрали в себ я С ем илуж к и , п рой дет врем я и з а б у д у т ся их названия: С урово, К ирчаново, Д у н и но, Е ловка, К ол би ха, Р ечиц а, Л убен цы ... Ч асть ж йвш их в эти х дер евн ях и дети их теперь в городе, какая-то часть в р азн ое время перебралась в С ем ил уж к и . Р а б о т а ет сегодня в со в х о зе 4 7 0 человек. А теперь ещ е статистика — то, что с у х о им енуется «текучестью кадров»: за последн и е пять с половиной л ет в хозяй ство принято 7 4 0 ч е ловек, увол ен о — 657. М енее чем за ш есть лет кадры в хозяй стве как бы полностью обновились! З а деся ть лет такая см ена п роизош ла у ж е д в а ж ды . Есть такие, кто из С ем ил уж к ов не у езж а л — уволился, затем снова поступил. Есть такие... П роверив п о фамильно списки работаю щ и х, я узн ал, что лишь сто человек т р удя тся в этом х о зяйстве б ол ее десяти лет. Только один из пяти... М еня эта циф ра п оразил а не мень ше, чем та — сем ь коренны х старож и лов на все село. В ш ести десяты е годы довел ось мне при нять участие в Н овосибирском а к адем го родке в научно-практической конф еренции по п роблем ам миграции сельского н аселе ния. При всей своей многогранности п ро бл ем а эта т о гд а в общ ем -то была о д н о значна — лю ди из сел а у езж а л и в город, деревня п устела. И сегодня, спустя почти двадц ать лет, проблем а миграции остается актуальной. О днак о дл я сегодняш ней д е ревни харак терен не только отлив, но и при лив н аселения. К огда мы говорим о деревне, обычно п одр азум ев аем нечто исконное — п ер еда ющ иеся из поколения в поколение тр ади ции, лю бовь к крестьянском у тр у д у , к зем ле. А тут старинное, с у ходящ ей в глубь веков историей сел о — и, оказы вается, корни сам и по себе, а то, что п р ои сходи т на зем л е сейчас, у ж е никакой — ни внеш ней, ни внутренней связи с прошлым не имеет. Н овая деревн я, новы е, больш ей частью при шлые лю ди. П р еж н я я только сам а зем ля. П олитая потом , хранящ ая кости тех, кто зд есь к огда-то работал, радовал ся , стра д а л , лю бил, ж йл... В родительский ден ь п ри езж аю т на здеш н ее к ладбищ е многие десятки лю дей. П р и езж аю т и у езж а ю т о бр атн о в город... Н ан осящ ая немалый урон проблем а ми грации харак терн а не только д л я С ем и л уж ков. Н е убыль. Н аобор от, за п оследн ее вре 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2