Сибирские огни, 1987, № 8
ємного убийцу, темного батрака, посулив за устранение коммуниста верховую ло шадь. Кырлу был убит во время свадьбы летом 1925 года. На рассвете, после ойына молодежи, когда Кырлу пошел за конем, ему был нанесен предательский удар но жом... Но дело, за которое он отдал жизнь, дело освобождения забитых, угнетенных, задавленных байским произволом слуг, безгласных, безропотных людей, после убийства Кырлу не затухло, а разгорелось с еще большей силой. Вверх-вниз по Кара- кольской долине, из лога в лог, из урочища в урочище скакал бесстрашный, пламенный партиец Тран Кайбашев, будоража сердца людей. Опасаясь подосланных убийц, Іран дважды подряд не ночевал в одном аиле, постоянно менял места и проводил летучие собрания бедноты. И новое восторжествовало. В том же 1925 году в Куладе было создано первое коллективное объединение, которое затем стало коммуной, а после—первым алтай ским колхозом. И загремела по всей об ласти слава Красной Кулады! В Куладу ехали, чтобы учиться опыту новой жизни, ехали, чтобы вступить в ряды партии, по скольку здесь была единственная нацио нальная партячейка. Приезжали корреспон денты, журналисты, писатели. Братья Кырлу— Тектий и Кёйлук смени ли его. Тектий стал председателем впервые организованного сельсовета в Караколе, а Кёйлук возглавил первый колхоз. Их сестра Яманай стала первой комсомолкой. События в Куладе, верхней части Кара- кольской долины, вдохновили молодого тогда писателя А. Л. Коптелова на срзда- ние романа «Великое кочевье». Читая ро ман, видишь в образах героев, действую щих в нем, прототипы реальных и поныне здравствующих людей, узнаешь в них зна комые тебе, родные черты. Третий мой дядя — Чиык пошел по пути искусства, стал актером национального драмтеатра, душой которого был знамени тый тогда Павел Васильевич Кучияк. Самый младший дядя — Эртечи ушел на фронт в жарком 1942 году, когда фашисты остервенело рвались на восток, рассчиты вая покорить нашу страну. Последнее пись мо от Эртечи, как вспоминает тетка Унут- пас, ударница, вынесшая вместе с другими женщинами тяготы тяжелой тыловой рабо ты, пришло из осажденного Севастополя: «Чудный край! Горы Крыма так похожи на Алтай... Если погибну, не плачьте по мне, знайте, я погиб, защищая Севастополь». Ему было неполных 24 года. Тетки говори ли, что чертами лица я похож на него, по казывали его фотографию, единственную, что сохранилась, а может, вообще единст венную, которую он успел прислать вместе с фронтовым приветом... Я рассказываю здесь только о ближай ших родичах, поскольку обещал быть крат ким в повествовании о своей родословной. Если же говорить о побочных линиях, о то-м, как сложились судьбы двоюродных, троюродных братьев и сестер, то получится целая книга! Взять хотя бы, например, детей Тектия и Кёйлука. От Тектия пошли те самые Майчиковы, которые и в Куладе и по всей округе из вестны как энтузиасты, как проводники технических новинок, которые они — тоже первыми!— стали внедрять в жизнь даль него алтайского селения. Сын Тектия Мё- руш, отец многочисленного семейства, из вестный и уважаемый всеми ветеран кол хоза, чьи внуки прибавляются год от года. Так вот, Мёруш первым провел во все до ма электричество. Он же радиофицировал село. Был в колхозе бессменным электри ком и радистом, таким, что и сейчас, когда случаются неполадки в радиотелефонной связи иди электроснабжении, сельчане, кляня современную автоматику, постоянно вспоминают: «Вот у Мёруша никогда таких осечек не бывало. Вот бы Мёруша поста вить к делу...» Когда в Куладу пришло телевидение, он опять оказался первым. А сын его Менку, заведующий автокульт передвижкой, заинтересовался кинолюби тельством. Его первый опыт — лента «Мои земляки» получила первое место на крае вом смотре любительских фильмов. Дочь Мёруша —зоотехник. Еще* один сын — геолог, третий сын удостоился чести слу жить на прославленном крейсере «Сверд лов», ходил с дружеским визитом в Бордо, к французским морякам, приезжал на Ал тай с комсомольской делегацией крейсера. Если говорить о моих братьях и сестрах, замечу, что есть в нашей семье свой ниже- нер, врач, журналист, педагог, шофер, работники культуры и органов правопоряд ка, и тем самым укажу лишь на то, что такое стало делом обычным, что таких семей у нас немало. Во всех анкетах в графе «образование» отец всегда проставлял — самоучка. Я не понимал, что же это означает. У него была какая-то особенная, обостренная, что ли, любовь к книгам, очень бережное, почти благоговейное отношение к ним, как к со кровищу. И эта его мечта стала для нас явью. Явью нашей действительности, когда представители многих ранее угнетенных племен и народов в полной мере смогли расправить свои крылья, раскрыть свои ду ховные возможности, обретя уверенность в завтрашнем дне. Многодетные семьи имеют то преиму щество, что они напоминают своего рода альпинистские связки, когда впереди иду щие, поднимаясь к вершине, тянут за со бой остальных — младших, когда часть забот родителей, по мере подрастания де тей, перекладываются сами собой на стар ших в семье. Не могу не сказать добрых слов в адрес братьев Артура и Альберта, сестер Эммы и Элен. Если заботу о моем внутреннем развитии взяли на себя Артур и Элен, то Эмма и Альберт учили меня на уке жизни, учили любить труд. Артур заронил во мне мечту о Москве. Он учился первым, и ему было особенно трудно, неимоверно тяжело в материаль ном отношении. Небольшой пенсии отца явно не хватало, и он должен был забо титься о себе сам, не надеясь на помощь со стороны. Да и некому было в те годы практически поддержать его. Но каждый раз, приезжая из столицы, где он был сту дентом технического вуза, брат крепил во мне стремление учиться лучше, учиться так, чтобы увидеть Москву. Сестра Элен давала мне читать книги, которые ей полюбились, запаши в душу. Она всегда была у нас как бы • доброй 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2