Сибирские огни, 1987, № 8
щись, ходил возле локомобиля, уважитель но притрагивался к его круглым бокам. — Как же его на взвоз вытянут? — поче му-то шепотом спросил меня мой дружок Шурка Скирдов. ...В ситцевой рубахе навыпуск, с грудью, перехваченной канатом, рыжебородый дед Роман походил на бурлака с вклейки из «Огонька», что висела в колхозной конто ре возле двери. И все мы, взявшиеся за веревку, наверное, были чем-то похожи на бурлаков. Кому не хватило веревки, те уперлись в локомобиль сзади. ' Плечом, руками, стяжком.., — А ну, взяли! Задышали тяжко, хрипло, с надсадом. Уперлись, что было мочи. А машина ровно вросла в песок. Ни с места. Кабы под ук лон, а то в гору. — Вот тебе и лаканабиль... — Ему на нас робить надо, а мы за его надсажаемся. Ослабли напрягшиеся руки, опустились плечи. Нет, не под силу. Передохнули малость, собрались с ду хом. — А ну, еще попытаем... . Словно коренной в упряжке, навалился на лямку дед Роман. Сказывали, что когда лошадь падала на коленки, не в силах вы везти из глубокого снега воз сена, бывало, не раз дед подпрягался в оглобли и вы таскивал воз. ; Силен был в молодости. Неужто совсем ослаб? — Эй, дубинушка...— неожиданно не то запел, не то надрывно выкрикнул дед Ро ман, с побагровевшим от натуги лицом. — У-у-ххнем,— одновременно выдохну ло с десяток голосов. Разом навалились бабенки. Дружно, тесно, кучно... Режет шершавой пенькой натруженные бабьи плечи, горят ладони... — Ох, были б наши мужички... Расползлась линялая ситцевая рубаха между стариковских лопаток. — Последнюю рубашонку кончил дед- ко... — Е-е-ще у-ххнем! Качнулся, стронулся с места локомобиль, жалобно заскрипели чугунные колеса. — Поше-ел,— торжествующе крикнул кто-то сзади, и покатили, покатили машину, не останавливая, вверх по извозу. — Давай, давай, не задерживай! — кри чали раскрасневшиеся, со сбившимися платками женщины, покрывая голосами визжащий скрип колес. Подавшись грудью вперед, т'янул дед Роман; ухватив канат левой рукой (у правой были перебиты сухожилия под Ленинградом), тянул председатель, как коромысло, обхва тила веревку высокая грудастая Татьяна, вытянула шею сухонькая Настенька, сжа ла от напряжения тонкие губы Санька. И мы с Шуркой тащили локомобиль, и бабка Волынчиха, которая уже много лет не работала в колхозе, тоже держалась за канат, и даже бабка Михайлиха, опираясь на палочку, шла сбоку, пыталась чем-то помочь остальным. А сзади и спереди бе жали ребятишки и кричали что-то ликую щее, радостное. Локомобиль долго и исправно служил нашей артели. Крутил жернова, перемалы вал хлеб, которого стало в достатке, пи лил ц иркуляркой на доск и сосн овы е бр ев на. П отом на п аузк е привезл и в к ол хоз п е р вую гр узовую автом аш и н у. К огда п о дн я л ась он а своим х о д о м п о в зв о зу и покатила вдоль улицы с н асевш им и в к у зо в ба б а м и и ребятиш кам и, к олхозны й С ерко, к о то р о го д а ж е бичом н ельзя бы ло застави ть ск а кать галоп ом , так п ер еп угал ся, что сп у та н ный п ер ем ахн ул ч ер ез и згор одь , и без остановки уск ак ал в б ер езн я к за конным двор ом , гд е его разы ск ал и лиш ь на третий день. А п отом п оявились у н ас первый ге н ератор, первый трактор... Л ок ом оби л ь стал н е н у ж ен , детал и его п одн оси ли сь, стерлись, и н аш у п ер вую и п оследню ю п аровую м аш ин у т о ж е списали на м етал лол ом . Т ащ или ее на бер ег у ж е не н ар одом , а трак тор ом , и вскоре у в езл и на п аузк е вм есте с разны м ж ел езны м х л ам ом , Н о н икогда не за б у д у р а б о т я г у -л о к о м о биль, как п оды м али мы его всем м и ром на яр, как пели « Д у б и н уш к у » ... Т еперь, глядя на и дущ и е по полям к ом байны и трак тора, я иногда д у м аю , что, м о ж ет бы ть, в эти х м аш инах ещ е есть м ален ькая части ц а пёре- п лавлен н ого в м артен ах н аш его п ервого к о л хозн ого дви гателя — частица нашеіГ» тр у д а , наш ей радости ... Д а прости т мне читатель эт о о т ст у п л е ние, снова обр ащ усь к .соврем ен н ом у сел у, к сегодн яш н ем у сел ьск ом у х озя й ству с его достиж ен и я м и , но и с п роблем ам и , на к о торы е н ельзя закры вать гл а за . Н ет бо л ь ш его в р еда, чем к огда мы не видим или не хотим видеть св ои х просчетов, и бо наш и уп ущ ен ия — э т о и наш и неиспол ьзованны е в озм ож н ости . М ашины на сел е облегчили т р у д , вы св ободи л и ты сячи р абоч и х рук, зам ени л и бы вш ую к о гд а -то еди нствен ной в си б и р ской д ер ев н е тя гл овую си л у — л ош адей . В зам ен их теперь стальны е кони, вм есто конны х двор ов — тракторны е, ав том оби л ь ные и к ом бай новы е парки. Техники с к а ж дым годом прибы вает. Н ап ом ню , 38 м еха нических л ош ади ны х сил в расчете на о д ного р а б о т аю щ его в сельском хозя й стве Т ом ского П р и обья бы ло деся ть л ет н а за д , и 58 сил — сего д н я . У чел овек а м о л о д о го , дл я к оторого техн ик а — са м о собой р а зу м еющ ееся, в ероятн о, эти цифры никаких ассоциаций не вы зы ваю т. И н ое д ел о , у тех, кто п р и н адл еж и т к старш ем у поколению . В течение м н огих л ет до в ел о сь мне вы полнять р азн ую к о л х о зн ую р а б о т у , д о в е лось и считать т р у до д н и , о к оторы х теперь м ол оды е на сел е не ведаю т. Д а и п осле, у ж е в ш ести десяты х го да х , у ех а в в го р о д , я работал в га зет е и связь с деревн ей не порывал. Н е поры ваю и сейчас. С ельскую ж изнь, т р у д крестьянский зн аю не п она слышке, м огу сравнить вчераш ний ден ь си би рск ого сел а с сегодняш н им . Н е только р азум ом , н о и сер дц ем ощ ущ аю перемены . В сяк ая р а б о т а бы ла в к ол хозе, но чащ е п о чем у-то вспом ин аю ж атв у. МТС в наш ем районе не бы ло, весь х л еб в ст р а д у (к ста ти, глаголы «стр адовать» и «стр адать» им е ю т общ и й корень) ж ал и л обогр ей к ам и , связы вали в снопы , составляли эти снопы в суслоны , затем везли на ток, там снопы обм ол ачи вал и м ол отягой , зер н о об р а б а ты вали на веял к ах и к лей тонах, ссы пали в меш ки... Теперь один к ом бай н ер на «Н иве» за ден ь вы полняет р а б о т у , на к оторую т огда требовал ось д о п олусотн и человек и 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2