Сибирские огни, 1987, № 8

половиной тыщи,— сказали им в конторе леспромхоза.— Деньги на бочку — и вы на озере! — Две с половиной тыщи?!— аіхнул на­ чальник будущей озерной станции Вален­ тин Селегей. Чем вызвал явное неодобре­ ние. — Что, дорого? Дак вы же не в Ленин­ граде, это там мосты разводные. А у нас его разбирать придется и потом заново со­ бирать. Впрочем, как хочешь. Это тебе на озеро надо, а не нам. Так что решай. Два дня Селегей, как на работу, ходил к леспромхозовскому начальству: доказы­ вал, бил себя в грудь, умолял, грозил, взывал к гражданской сознательности'.., А Претцер подплывал почти вплотную к мос­ ту и думал. Да, пролеты слишком низкие. Замеры показали: восьмидесяти двух сан­ тиметров не хватает. Даже, восьмидесяти двух с половиной. А тут и миллиметр иг­ рает роль. Двое суток Претцер глядел на мост и думал. На третьи сказал Селегею: — Ладно, иди и плати. Черт с ними, пускай подавятся! И , когда Селегей скрылся из виду, капи­ тан скомандовал экипажу: — Камни с берега — на палубу! Живо! И первым побежал на берег. Теплоход под новой тяжестью просажи­ вался все глубже в воду, становился все меньше ростом. Сверху сняли мачту и да­ же прожектор с рубки. Подбежал запыхав­ шийся моторист Анатолий Пашеленко, до­ ложил: — Кондратьич, трюм водой залили пол­ ностью, под завязку! Виктор глянул на осадку: — Мало еще, не хватает, Заливай ма­ шинное отделение! Палуба постепенно становилась ближе и ближе к забортной воде. Когда было сде­ лано уже все возможное, капитан сказал: — Ладно, мужики, рискнем. Трусы в карты не играют. Встал за штурвал, подвел к самому мосту, к центральному пролету. Затем от­ вел чуть назад, нацелился носом точно в середину пролета и... вперед! («Колебания были позади. Вперед я шел уже торжест­ венный.») Встречный поток относил назад, завихре­ ния вокруг мостовых опор норовили сбить с курса. А нет на свете ничего неустойчи­ вей, чем теплоход, лишенный центровки: перевернуть его — пара пустых. Мост на­ двигался всей своей массой... Вот он за­ крыл солнце, в рубке стало темно... Вот уже солнечные лучи заиграли на носу суд­ на: выходим наружу! Ура! И вдруг — треск, скрежет по крыше. Все же «погла­ дил» их мост по спинке. Мгновенно броси­ ло в жар: «неужели ошибся?!» И тут же почувствовал; касание кончилось. Теплоход вышел в озеро! Оно лежало перед Претцером — «жем­ чужина Горного Алтая» — переливалось лазурью в поигрывало солнечными зайчи­ ками. А он не замечал ни этой ласковой игры, ни Селегея, который выбежал на берег в прыгал радостно, все поняв и простив Претцеру его «военную хитрость». Капитан стоял, глядя прямо вперед, и не мог разжать впнвщиеся в штурвал пальцы. Через пару часов они пришли в поселок 140 Яйлю, где им предстояло построить свою станцию. Переход, рассчитанный на две навигации, экипаж «Александра Грина» проделал за двенадцать дней! Чего это стоило, знает только сам капитан. Но ког­ да он, отоспавшись, выстирал свою ков­ бойку, которую купил в Новосибирске перед самым отплытием, то все цветные клетки из нее повываливались. Слишком горьким, видать, оказался капитанский пот в этом рейсе. — С тех пор года два не мог слышать рева воды на порогах! — вспоминает он. — А как же на озере во время штормов? — Ну что ты! Там вода говорит совсем другим голосом,— улыбается Виктор, и улыбка у него выходит неожиданно ласко­ вая. ...Они только что установили в отдален­ ном районе озера огромный метеобуй и возвращались в Яйлю. Пашеленко сто^л за штурвалом, и здесь же, в рубке сидел усталый Претцер. Внезапно капитан улыб­ нулся: -— А знаешь, почему мы дали такое имя нашему корвету? Тот лишь пожал плечами: откуда ж мне знать? — Потому что Александр Грин был от­ личным писателем. И хорошо написал про море и про алые паруса. А представляешь: был бы у нас парусник!— с ходу загорелся Претцер.—Мы бы ему паруса непременно в красное окрасили. Здорово было бы: мы плывем — а как будто рассвет над озером... — Или зака-т,— хмыкнул Пашеленко. Но капитан не обратил ни малейшего внимания на шпильку. Он был уже весь во власти новой идеи: — В общем, так. Завтра же с утра от­ правляешься в Новосибирск. Паруса нам ни к чему, но пускай у всего экипажа бу­ дут алые свитера. Не зря же мы не на каком-нибудь там «Орлеце» плаваем, а на гордом «Александре Грине»! ...Через неделю команда «Александра Грина» сновала между рубкой и машии- ным отделением уже в новых свитерах. Они были того же цвета надежды, что и паруса капитана Грея. Мальчишество, блажь? Может быть. Но как это здорово — навсегда оставаться в чем-то мальчишкой и жить в, мире,' где верные друзья и любимые книги, где пре­ данность и честь ценятся выше жизненных благ, где всегда готов приплыть на помощь гордый корабль из мечты! Через два года ои вернулся в Новоси­ бирск: тянуло к родным северным рекам, к матушке-Оби. Из высоко вознесенной рубки парома я оглядываю довольно скромные берега Об­ ского моря и невольно сравниваю их со сказочным обрамлением «жемчужины Гор­ ного Алтая»: — Неужели здесь лучше, чем на Те­ ленком? — Для меня —лучше. Потому что озеро мне чужое, а Обь — родная. Ты вот не за­ метишь, а я всегда отличу: этот человек — наш, обской, а этот — с Енисея... А внизу* на палубе, тем временем идет своя жизнь. Казалось бы, всего-тО двад­ цать минут пути, а тем не менее... Две бабуси со всех сторон разглядывают сидя­ щего в большой корзине гуся (видно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2