Сибирские огни, 1987, № 8
половиной тыщи,— сказали им в конторе леспромхоза.— Деньги на бочку — и вы на озере! — Две с половиной тыщи?!— аіхнул на чальник будущей озерной станции Вален тин Селегей. Чем вызвал явное неодобре ние. — Что, дорого? Дак вы же не в Ленин граде, это там мосты разводные. А у нас его разбирать придется и потом заново со бирать. Впрочем, как хочешь. Это тебе на озеро надо, а не нам. Так что решай. Два дня Селегей, как на работу, ходил к леспромхозовскому начальству: доказы вал, бил себя в грудь, умолял, грозил, взывал к гражданской сознательности'.., А Претцер подплывал почти вплотную к мос ту и думал. Да, пролеты слишком низкие. Замеры показали: восьмидесяти двух сан тиметров не хватает. Даже, восьмидесяти двух с половиной. А тут и миллиметр иг рает роль. Двое суток Претцер глядел на мост и думал. На третьи сказал Селегею: — Ладно, иди и плати. Черт с ними, пускай подавятся! И , когда Селегей скрылся из виду, капи тан скомандовал экипажу: — Камни с берега — на палубу! Живо! И первым побежал на берег. Теплоход под новой тяжестью просажи вался все глубже в воду, становился все меньше ростом. Сверху сняли мачту и да же прожектор с рубки. Подбежал запыхав шийся моторист Анатолий Пашеленко, до ложил: — Кондратьич, трюм водой залили пол ностью, под завязку! Виктор глянул на осадку: — Мало еще, не хватает, Заливай ма шинное отделение! Палуба постепенно становилась ближе и ближе к забортной воде. Когда было сде лано уже все возможное, капитан сказал: — Ладно, мужики, рискнем. Трусы в карты не играют. Встал за штурвал, подвел к самому мосту, к центральному пролету. Затем от вел чуть назад, нацелился носом точно в середину пролета и... вперед! («Колебания были позади. Вперед я шел уже торжест венный.») Встречный поток относил назад, завихре ния вокруг мостовых опор норовили сбить с курса. А нет на свете ничего неустойчи вей, чем теплоход, лишенный центровки: перевернуть его — пара пустых. Мост на двигался всей своей массой... Вот он за крыл солнце, в рубке стало темно... Вот уже солнечные лучи заиграли на носу суд на: выходим наружу! Ура! И вдруг — треск, скрежет по крыше. Все же «погла дил» их мост по спинке. Мгновенно броси ло в жар: «неужели ошибся?!» И тут же почувствовал; касание кончилось. Теплоход вышел в озеро! Оно лежало перед Претцером — «жем чужина Горного Алтая» — переливалось лазурью в поигрывало солнечными зайчи ками. А он не замечал ни этой ласковой игры, ни Селегея, который выбежал на берег в прыгал радостно, все поняв и простив Претцеру его «военную хитрость». Капитан стоял, глядя прямо вперед, и не мог разжать впнвщиеся в штурвал пальцы. Через пару часов они пришли в поселок 140 Яйлю, где им предстояло построить свою станцию. Переход, рассчитанный на две навигации, экипаж «Александра Грина» проделал за двенадцать дней! Чего это стоило, знает только сам капитан. Но ког да он, отоспавшись, выстирал свою ков бойку, которую купил в Новосибирске перед самым отплытием, то все цветные клетки из нее повываливались. Слишком горьким, видать, оказался капитанский пот в этом рейсе. — С тех пор года два не мог слышать рева воды на порогах! — вспоминает он. — А как же на озере во время штормов? — Ну что ты! Там вода говорит совсем другим голосом,— улыбается Виктор, и улыбка у него выходит неожиданно ласко вая. ...Они только что установили в отдален ном районе озера огромный метеобуй и возвращались в Яйлю. Пашеленко сто^л за штурвалом, и здесь же, в рубке сидел усталый Претцер. Внезапно капитан улыб нулся: -— А знаешь, почему мы дали такое имя нашему корвету? Тот лишь пожал плечами: откуда ж мне знать? — Потому что Александр Грин был от личным писателем. И хорошо написал про море и про алые паруса. А представляешь: был бы у нас парусник!— с ходу загорелся Претцер.—Мы бы ему паруса непременно в красное окрасили. Здорово было бы: мы плывем — а как будто рассвет над озером... — Или зака-т,— хмыкнул Пашеленко. Но капитан не обратил ни малейшего внимания на шпильку. Он был уже весь во власти новой идеи: — В общем, так. Завтра же с утра от правляешься в Новосибирск. Паруса нам ни к чему, но пускай у всего экипажа бу дут алые свитера. Не зря же мы не на каком-нибудь там «Орлеце» плаваем, а на гордом «Александре Грине»! ...Через неделю команда «Александра Грина» сновала между рубкой и машии- ным отделением уже в новых свитерах. Они были того же цвета надежды, что и паруса капитана Грея. Мальчишество, блажь? Может быть. Но как это здорово — навсегда оставаться в чем-то мальчишкой и жить в, мире,' где верные друзья и любимые книги, где пре данность и честь ценятся выше жизненных благ, где всегда готов приплыть на помощь гордый корабль из мечты! Через два года ои вернулся в Новоси бирск: тянуло к родным северным рекам, к матушке-Оби. Из высоко вознесенной рубки парома я оглядываю довольно скромные берега Об ского моря и невольно сравниваю их со сказочным обрамлением «жемчужины Гор ного Алтая»: — Неужели здесь лучше, чем на Те ленком? — Для меня —лучше. Потому что озеро мне чужое, а Обь — родная. Ты вот не за метишь, а я всегда отличу: этот человек — наш, обской, а этот — с Енисея... А внизу* на палубе, тем временем идет своя жизнь. Казалось бы, всего-тО двад цать минут пути, а тем не менее... Две бабуси со всех сторон разглядывают сидя щего в большой корзине гуся (видно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2