Сибирские огни, 1987, № 8
целили люльку, в нее посадили все еще пощелкивающего зубами Петю. Дали ему конец стального троса, и — опять к сосне. Теперь уже ее ствол был обвит толстым тросом. Лебедкой натянули трос, пока о« не запел, как струна. И тогда капитан дал команду: — Положить руль на левый борт, и — полный вперед! Дрожал от напряжения трос, дрожал корпус плотовода, дрожали стволы топо лей. Кто первый не выдержит? Не выдер жал правый тополь: заскрипел и, словно нехотя, начал ложиться набок. Буксирчик радостно сиганул вперед, унося на борту вмятину. Последний эпизод, благодаря исключи тельной скромности героического экипа жа, остался неизвестным для широких кругов усть-чулымской общественности. Зато в целом «рейд по тылам» был едино душно признан полезным. И на следующий год в конце зимы другие плотоводы на таких же точно «санях» поползли к исто кам малых рек. Пройдут годы — и, уже став капитаном парома, Претцер предложит: —• На Обском море навигация начинает ся месяцем позже, чем вниз по Оби. Так чего нашему трудяге лишний месяц в пор ту пылиться? Давайте мы пока развезем пристани по Оби, от Новосибирска до Ба турина! Теперь каждый год в середине апреля они паромом буксируют плавучие прича лы, пока не наступит пора заступать на свою всегдашнюю вахту между Ордынкой и Нижней Каменкой... — Нижняя Каменка,— объявил Претцер в мегафон.— Подать швартовы! И опять палуба пустела «а глазах, чтобы тут же начать заполняться вновь. Этот СП-23 — честный трудяга. Не слу чайно его экипаж все три последних пяти летки подряд — победитель в социалисти ческом соревновании. Уже давно их коман да занесена в Книгу почета Новосибирско го речиорта. Десятую пятилетку они завер шили с опережением почти на полгода, одиннадцатую — тоже, причем самыми первыми в порту. Сколько раз про паром и его капитана писали областные и городская газеты! И, разумеется, родная многотиражка «На вах те». Все в тех статьях отражено: и много численные благодарности, полученные от районных властей и пассажиров, и число внедренных рацпредложений, и постоянно растущий объем выполняемых перевозок, и четкость в организации погрузки и вы грузки... Но нет в них, может быть, само го главного — про детскую безоглядную любовь к теплоходам, про Аэлиту, про ад миралов. Ведь именно это, а не количество накрученных тонно-километров,— и есть Виктор Претцер. Именно это сделало его таким, каков он есть. Это не дает ему спо койно глядеть в глаза ожидающим на бе регу водителям, заставляет его беспоко иться, искать и придумывать, придумы вать, придумывать... Надо только суметь вое это разглядеть — и тогда поймешь, поче му он —• такой, а не другой, и как он су мел в век морских и речных моторов про тащить мечту об алых парусах. Впрочем, не только мечту. Началось с того, что он услыхал по ра дио объявление: требуется капитан, что бы перегнать теплоход вверх по Оби и Бии — на затерявшееся в горах Алтая Те- лецкое озеро, и там работать при только создаваемой озерной станции. В тот же день он был в приемной начальника управ ления гидрометслужбы. Там уже ждали четыре капитана, он был пятым. Хозяин кабинета пригласил их всех: —. Ну, говорите, почему на Телецкое попасть хотите. Только без дураков, чтобы все — как на духу! Отвечали и впрямь «без дураков», Один: — Пасеку там развести хочу. Другой: — Пенсия не за горами, а отдых и ры балка там знатные... Наконец, дошла очередь до Претцера: — Ну а вы? Тот улыбнулся: — А я — потому что там еще никогда не был. Начальник сперва остолбенел, а потом рассмеялся: — Что ж, может, и хорошо, что не бы ли! Начинать-то предстоит с нуля. Там еще ни одного дома не поставлено... Так Виктор стал капитаном теплохода, который потом они сами окрестили «Алек сандром Грином». На переход от Новосибирска до озера начальство положило ему две навигации: слишком быстро сходит по весне большая вода, и мелкая порожистая Бия становит ся несудоходной. • — Да, подружка! Ты, конечно, очень красивая, но зато и характерец же у те бя! — внушал Претцер реке, вцепившись в штурвал и всматриваясь в кипение воды на новых и новых перекатах. И утешал: — Но ничего, не расстраивайся. Мы еще по любим друг друга! Крепко-накрепко. Он вел судно по весенней воде вчераш них ледников и снегов, через ревущие, пе нистые пороги. Казалось, это прозрачная кровь гор вскипает яростной весенней си лой. Сила реки и впрямь была велика, а перекаты — круты. И на этом мелководье (Претцер вел теплоход почти «на пузе», едва не чиркая винтом по валунам) мощ ности мотора едва хватало. Движок рабо тал на полных оборотах, а судно, толкае мое горной рекой вспять, застывало на месте. — Что, уперлась, не пускаешь? Ладно, мы не гордые: можем даму и вперед про пустить. Он отступал назад и »окал новый ма невр, чтобы под грохот потока и надсад ный рев мотора все-таки добыть трудную победу. Пот с мокрых насквозь бровей падал на щеки, ел глаза, но рук от штур вала нельзя было оторвать и на секунду. И вот теплоходи« все же перевалил через чертов порог. Ура! А метрах в пятнадцати уже виднелся новый перекат. Глаза болели от блеока солнечной воды, от постоянного напряженного всматрива ния и от едкого пота, который никак было не стереть, не смахнуть... ...Вот и АртЫ'баш: леспромхозовский по селок в самом верховье Бии. Там, за солид ным деревянным мостом — желанное Те лецкое озеро. Но — близок локоть, а... — За разборку одного пролета — две с 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2