Сибирские огни, 1987, № 8

целили люльку, в нее посадили все еще пощелкивающего зубами Петю. Дали ему конец стального троса, и — опять к сосне. Теперь уже ее ствол был обвит толстым тросом. Лебедкой натянули трос, пока о« не запел, как струна. И тогда капитан дал команду: — Положить руль на левый борт, и — полный вперед! Дрожал от напряжения трос, дрожал корпус плотовода, дрожали стволы топо­ лей. Кто первый не выдержит? Не выдер­ жал правый тополь: заскрипел и, словно нехотя, начал ложиться набок. Буксирчик радостно сиганул вперед, унося на борту вмятину. Последний эпизод, благодаря исключи­ тельной скромности героического экипа­ жа, остался неизвестным для широких кругов усть-чулымской общественности. Зато в целом «рейд по тылам» был едино­ душно признан полезным. И на следующий год в конце зимы другие плотоводы на таких же точно «санях» поползли к исто­ кам малых рек. Пройдут годы — и, уже став капитаном парома, Претцер предложит: —• На Обском море навигация начинает­ ся месяцем позже, чем вниз по Оби. Так чего нашему трудяге лишний месяц в пор­ ту пылиться? Давайте мы пока развезем пристани по Оби, от Новосибирска до Ба­ турина! Теперь каждый год в середине апреля они паромом буксируют плавучие прича­ лы, пока не наступит пора заступать на свою всегдашнюю вахту между Ордынкой и Нижней Каменкой... — Нижняя Каменка,— объявил Претцер в мегафон.— Подать швартовы! И опять палуба пустела «а глазах, чтобы тут же начать заполняться вновь. Этот СП-23 — честный трудяга. Не слу­ чайно его экипаж все три последних пяти­ летки подряд — победитель в социалисти­ ческом соревновании. Уже давно их коман­ да занесена в Книгу почета Новосибирско­ го речиорта. Десятую пятилетку они завер­ шили с опережением почти на полгода, одиннадцатую — тоже, причем самыми первыми в порту. Сколько раз про паром и его капитана писали областные и городская газеты! И, разумеется, родная многотиражка «На вах­ те». Все в тех статьях отражено: и много­ численные благодарности, полученные от районных властей и пассажиров, и число внедренных рацпредложений, и постоянно растущий объем выполняемых перевозок, и четкость в организации погрузки и вы­ грузки... Но нет в них, может быть, само­ го главного — про детскую безоглядную любовь к теплоходам, про Аэлиту, про ад­ миралов. Ведь именно это, а не количество накрученных тонно-километров,— и есть Виктор Претцер. Именно это сделало его таким, каков он есть. Это не дает ему спо­ койно глядеть в глаза ожидающим на бе­ регу водителям, заставляет его беспоко­ иться, искать и придумывать, придумы­ вать, придумывать... Надо только суметь вое это разглядеть — и тогда поймешь, поче­ му он —• такой, а не другой, и как он су­ мел в век морских и речных моторов про­ тащить мечту об алых парусах. Впрочем, не только мечту. Началось с того, что он услыхал по ра­ дио объявление: требуется капитан, что­ бы перегнать теплоход вверх по Оби и Бии — на затерявшееся в горах Алтая Те- лецкое озеро, и там работать при только создаваемой озерной станции. В тот же день он был в приемной начальника управ­ ления гидрометслужбы. Там уже ждали четыре капитана, он был пятым. Хозяин кабинета пригласил их всех: —. Ну, говорите, почему на Телецкое попасть хотите. Только без дураков, чтобы все — как на духу! Отвечали и впрямь «без дураков», Один: — Пасеку там развести хочу. Другой: — Пенсия не за горами, а отдых и ры­ балка там знатные... Наконец, дошла очередь до Претцера: — Ну а вы? Тот улыбнулся: — А я — потому что там еще никогда не был. Начальник сперва остолбенел, а потом рассмеялся: — Что ж, может, и хорошо, что не бы­ ли! Начинать-то предстоит с нуля. Там еще ни одного дома не поставлено... Так Виктор стал капитаном теплохода, который потом они сами окрестили «Алек­ сандром Грином». На переход от Новосибирска до озера начальство положило ему две навигации: слишком быстро сходит по весне большая вода, и мелкая порожистая Бия становит­ ся несудоходной. • — Да, подружка! Ты, конечно, очень красивая, но зато и характерец же у те­ бя! — внушал Претцер реке, вцепившись в штурвал и всматриваясь в кипение воды на новых и новых перекатах. И утешал: — Но ничего, не расстраивайся. Мы еще по­ любим друг друга! Крепко-накрепко. Он вел судно по весенней воде вчераш­ них ледников и снегов, через ревущие, пе­ нистые пороги. Казалось, это прозрачная кровь гор вскипает яростной весенней си­ лой. Сила реки и впрямь была велика, а перекаты — круты. И на этом мелководье (Претцер вел теплоход почти «на пузе», едва не чиркая винтом по валунам) мощ­ ности мотора едва хватало. Движок рабо­ тал на полных оборотах, а судно, толкае­ мое горной рекой вспять, застывало на месте. — Что, уперлась, не пускаешь? Ладно, мы не гордые: можем даму и вперед про­ пустить. Он отступал назад и »окал новый ма­ невр, чтобы под грохот потока и надсад­ ный рев мотора все-таки добыть трудную победу. Пот с мокрых насквозь бровей падал на щеки, ел глаза, но рук от штур­ вала нельзя было оторвать и на секунду. И вот теплоходи« все же перевалил через чертов порог. Ура! А метрах в пятнадцати уже виднелся новый перекат. Глаза болели от блеока солнечной воды, от постоянного напряженного всматрива­ ния и от едкого пота, который никак было не стереть, не смахнуть... ...Вот и АртЫ'баш: леспромхозовский по­ селок в самом верховье Бии. Там, за солид­ ным деревянным мостом — желанное Те­ лецкое озеро. Но — близок локоть, а... — За разборку одного пролета — две с 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2