Сибирские огни, 1987, № 8

ких рейсах. («Сколько у меня было таких ситуаций, после которых проведешь рукой по волосам — и не чувствуешь ни волос, ни кожи: словно вся голова омертвела! А ты видел, как ночью рвутся тросы? Рвется и летит такая беда по воздуху метров на двадцать-тридцать, вся — в искрах, как бенгальские огни. Только тебя эта иллю­ минация не радует. Потому что уже знаешь: через минуту-другую «расконвои­ рованная» секция плота начнет «кост- рить».,»). И впрямь, огромные толстые стволы, по­ лучив нежданную свободу и налетая друг на друга, вздымаются, топорщатся, лома­ ются, словно ветки, собираемые в пионер­ ский костер. И уже неважно, кто и как закреплял этот трос. Раз капитан не довел плот в целости и сохранности — значит, он и виноват: допустил брак в работе. Нередко после такой аварии требова­ лось экстренно затормозить. Но как? Тут за стоп-кран не дернешь. Можно, конеч­ но, мотор выключить, а то — и «полный назад» врубить, только ничего это не даст. Огромная масса плота, многократно пре­ вышающая массу самого буксира, долго еще будет его по инерции толкать вперед и вперед, не признавая никаких «полный назад». Нет, плот — зверь упрямый: ои- лой. с ним ничего не добьешься, тут на­ до — хитростью. И Виктор с ходу закла­ дывал маневр, чтобы плот «потерся боком» о ближний берег. Случалось, от этой «ласки» добрый кусок суши — прямо с кустами и деревьями — обламывался и сползал в воду. Но скорость была уже в основном погашена. Чтобы докончить де­ ло, плотовщики мгновенно спрыгивали на берег и обкручивали тросом от плота бли­ жайший тополь или сосну. Стальная пет­ ля срезала дерево легко, как кусок пласти­ лина. И тотчас новая петля обвивала дру­ гой ствол, потом — третий,— пока сила инерции не оказалась перебореняой окон­ чательно. Длилось это минуты три-четыре, но в эти минуты люди на плотоводе начинали седеть на главах, и капитану каждый раз казалось, что это у него в душе кусок бе­ рега срезан и безвозвратно рухнул вниз. Но эмоции эмоциями, а план планом. Пятидесятые годы, послевоенное хозяйст­ во еще отстраивалось и все настойчивее требовало: даешь лес! Напряженно дрожал штурвал, напряженно натягивались тросы, напряженно работали люди на маленьких юрких плотоводах. Словно все напряжение огромной израненной страны, передаваясь по невидимым проводам, доходило сюда, в безлюдный медвежий угол. Доходило, рождая боль и радость сопричастности в речниках и лесорубах, сплавщиках и заго­ товителях. Мысли бились вокруг одного: как бы успеть вывезти еще больше этих будущих шпал, деревянных домов, стол­ бов для электрических линий? Тогда-то и была задумана «операция «Хар». Хар — это небольшая речушка, приток Чулыма, В ее верховьях расположился Сулзатский леспромхоз. Его работники всю зиму заготовляют лес, а весной, с по­ ловодьем, он сплавляется в Чулым и даль­ ше. Тут-то руководство сплавконторы и решило провести эксперимент: загодя, за полтора месяца до того, как вскроется ото 138 льда Чулым, забросить претцеровский пло­ товод в Сулзат. Ведь половодье на Харе начинается много раньше, чем на Чулы­ ме. Так чем терять эти лишние недели, не лучше ли сразу же включиться в работу? Через несколько дней они уже строили специальные «сани» на могучих полозьях. Потом водрузили на них свой плотовод и потащили упряжкой из тракторов по снегу и льду прямиком в исток Хара. И стоял он там, как памятник, на своем санном поста­ менте, а Претцер с командой готовили его к плаванью и в перекур пытались согреть­ ся возле мало спасавшей от мороза «бур­ жуйки». Зато по первой же воде, ни дня не мешкая,, начали гонять вниз но течению связки стволов. На третий день половодья капитан про­ снулся раньше обычного. Разбудил резкий шум ветра. Вышел на берег: — Эге, северок! Ничего себе ветрило, да притом, — попутный... А что, если попробо­ вать?! И впрямь, парусность-то у связок боль­ шая: на полметра над водой торчат. Их бы только сперва толкануть, первоначаль­ ное ускорение придать, а уж там они сами пойдут под таким-то ветром! Быстро со­ брал своих, растолковал новую идею. «Раскочегарили» свой буксирчик — и да­ вай бередить пучину водную, как Балда в пушкинской сказке. Лес на плаву ожил и... пошел. В общем, за один тот день они с помощью лютого северного ветра пере­ гнали все заготовленные за зиму бревна. Леспромхозовское начальство носило их на руках: герои дня! А Претцера уже дол­ била клювом новая мысль: завтра утром их плотовод дал прощальный гудок и от­ правился в родной Усть-Чульш. Не по реке, а напрямую, лесом — по высоко стоящей воде. Так и шли себе: уверенно, радостно, победно. Пока,, не застряли между двумя тополями. Притупили бди­ тельность героев медные трубы славы, и вот теперь плотовод совсем не геройски засел в предательской «вилке». Виктор сам встал за штурвал. Давал то полный вперед, то полный назад. — Ни фига! — лаконично констатировал результат механик Петя. Положение, при всей своей внешней комичности, было довольно серьезным. Ра­ ции на борту нет, лодки — тоже, и никто сюда не заглянет. Во всяком случае — пока вода не сойдет окончательно, и их «корвет» не повиснет позорно в воздухе между двух здоровущих стволов. Что де­ лать? Этого никто не знал: у остальных четырех членов команды опыта было еще меньше, чем у него, совсем зеленого капи­ тана. И потому все они смотрели на него с надеждой и затаенным раздражением: ты эту кашу заварил с плаваньем по лесу — ты и расхлебывай! «Просидели» так день, пошел второй. Наконец, Виктор приду­ мал: — Есть, ребята! Нашел! Надо бы конец каната завести вон за ту сосну. Найдутся добровольцы покупаться? Имейте в виду, в талой воде — самое полезное дело для омоложения организма! Добровольцем вызвался все тот же меха­ ник Петя. Доплыл до сосны, стоявшей в сотне метров, обвел петлю вокруг ствола и вернулся на борт. А там к канату при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2