Сибирские огни, 1987, № 8
ких рейсах. («Сколько у меня было таких ситуаций, после которых проведешь рукой по волосам — и не чувствуешь ни волос, ни кожи: словно вся голова омертвела! А ты видел, как ночью рвутся тросы? Рвется и летит такая беда по воздуху метров на двадцать-тридцать, вся — в искрах, как бенгальские огни. Только тебя эта иллю минация не радует. Потому что уже знаешь: через минуту-другую «расконвои рованная» секция плота начнет «кост- рить».,»). И впрямь, огромные толстые стволы, по лучив нежданную свободу и налетая друг на друга, вздымаются, топорщатся, лома ются, словно ветки, собираемые в пионер ский костер. И уже неважно, кто и как закреплял этот трос. Раз капитан не довел плот в целости и сохранности — значит, он и виноват: допустил брак в работе. Нередко после такой аварии требова лось экстренно затормозить. Но как? Тут за стоп-кран не дернешь. Можно, конеч но, мотор выключить, а то — и «полный назад» врубить, только ничего это не даст. Огромная масса плота, многократно пре вышающая массу самого буксира, долго еще будет его по инерции толкать вперед и вперед, не признавая никаких «полный назад». Нет, плот — зверь упрямый: ои- лой. с ним ничего не добьешься, тут на до — хитростью. И Виктор с ходу закла дывал маневр, чтобы плот «потерся боком» о ближний берег. Случалось, от этой «ласки» добрый кусок суши — прямо с кустами и деревьями — обламывался и сползал в воду. Но скорость была уже в основном погашена. Чтобы докончить де ло, плотовщики мгновенно спрыгивали на берег и обкручивали тросом от плота бли жайший тополь или сосну. Стальная пет ля срезала дерево легко, как кусок пласти лина. И тотчас новая петля обвивала дру гой ствол, потом — третий,— пока сила инерции не оказалась перебореняой окон чательно. Длилось это минуты три-четыре, но в эти минуты люди на плотоводе начинали седеть на главах, и капитану каждый раз казалось, что это у него в душе кусок бе рега срезан и безвозвратно рухнул вниз. Но эмоции эмоциями, а план планом. Пятидесятые годы, послевоенное хозяйст во еще отстраивалось и все настойчивее требовало: даешь лес! Напряженно дрожал штурвал, напряженно натягивались тросы, напряженно работали люди на маленьких юрких плотоводах. Словно все напряжение огромной израненной страны, передаваясь по невидимым проводам, доходило сюда, в безлюдный медвежий угол. Доходило, рождая боль и радость сопричастности в речниках и лесорубах, сплавщиках и заго товителях. Мысли бились вокруг одного: как бы успеть вывезти еще больше этих будущих шпал, деревянных домов, стол бов для электрических линий? Тогда-то и была задумана «операция «Хар». Хар — это небольшая речушка, приток Чулыма, В ее верховьях расположился Сулзатский леспромхоз. Его работники всю зиму заготовляют лес, а весной, с по ловодьем, он сплавляется в Чулым и даль ше. Тут-то руководство сплавконторы и решило провести эксперимент: загодя, за полтора месяца до того, как вскроется ото 138 льда Чулым, забросить претцеровский пло товод в Сулзат. Ведь половодье на Харе начинается много раньше, чем на Чулы ме. Так чем терять эти лишние недели, не лучше ли сразу же включиться в работу? Через несколько дней они уже строили специальные «сани» на могучих полозьях. Потом водрузили на них свой плотовод и потащили упряжкой из тракторов по снегу и льду прямиком в исток Хара. И стоял он там, как памятник, на своем санном поста менте, а Претцер с командой готовили его к плаванью и в перекур пытались согреть ся возле мало спасавшей от мороза «бур жуйки». Зато по первой же воде, ни дня не мешкая,, начали гонять вниз но течению связки стволов. На третий день половодья капитан про снулся раньше обычного. Разбудил резкий шум ветра. Вышел на берег: — Эге, северок! Ничего себе ветрило, да притом, — попутный... А что, если попробо вать?! И впрямь, парусность-то у связок боль шая: на полметра над водой торчат. Их бы только сперва толкануть, первоначаль ное ускорение придать, а уж там они сами пойдут под таким-то ветром! Быстро со брал своих, растолковал новую идею. «Раскочегарили» свой буксирчик — и да вай бередить пучину водную, как Балда в пушкинской сказке. Лес на плаву ожил и... пошел. В общем, за один тот день они с помощью лютого северного ветра пере гнали все заготовленные за зиму бревна. Леспромхозовское начальство носило их на руках: герои дня! А Претцера уже дол била клювом новая мысль: завтра утром их плотовод дал прощальный гудок и от правился в родной Усть-Чульш. Не по реке, а напрямую, лесом — по высоко стоящей воде. Так и шли себе: уверенно, радостно, победно. Пока,, не застряли между двумя тополями. Притупили бди тельность героев медные трубы славы, и вот теперь плотовод совсем не геройски засел в предательской «вилке». Виктор сам встал за штурвал. Давал то полный вперед, то полный назад. — Ни фига! — лаконично констатировал результат механик Петя. Положение, при всей своей внешней комичности, было довольно серьезным. Ра ции на борту нет, лодки — тоже, и никто сюда не заглянет. Во всяком случае — пока вода не сойдет окончательно, и их «корвет» не повиснет позорно в воздухе между двух здоровущих стволов. Что де лать? Этого никто не знал: у остальных четырех членов команды опыта было еще меньше, чем у него, совсем зеленого капи тана. И потому все они смотрели на него с надеждой и затаенным раздражением: ты эту кашу заварил с плаваньем по лесу — ты и расхлебывай! «Просидели» так день, пошел второй. Наконец, Виктор приду мал: — Есть, ребята! Нашел! Надо бы конец каната завести вон за ту сосну. Найдутся добровольцы покупаться? Имейте в виду, в талой воде — самое полезное дело для омоложения организма! Добровольцем вызвался все тот же меха ник Петя. Доплыл до сосны, стоявшей в сотне метров, обвел петлю вокруг ствола и вернулся на борт. А там к канату при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2