Сибирские огни, 1987, № 8

...Как вы проводите отпуск? Спешите на теплое море, в санаторий, на турбазу? А он — портфельчик в руку и — по стране, по ее рекам и водохранилищам: как там у них переправы паромные налажены? Весь Союз изъездил. И вот ведь какая арифметика получается. Точно такой же паром в городе Брежневе ходит без мало­ го одиннадцать месяцев в году, и за это время приносит дохода 41 тысячу рублей. А у наших новосибирцев навигация чуть не вдвое короче (Сибирь есть Сибирь!), а доход — 160 тысяч. Разница, а? И нет тут никаких хитростей, никаких уловок. Мно­ гие капитаны паромов удивлялись, не ве­ рили: — Ну, ты, Кондраты«, «травишь»: на этой галоше — и такой план делать? Быть не может! А тот хитро посмеивался: — И «травить» тут нечего. В научно- технический прогресс верить надо, мальчи­ ки! Й вся любовь... Благодаря этим новшествам и рацпред­ ложениям, их СП-23, двигаясь изо дня в день по одному и тому же маршруту, умудрился за эти годы очень далеко уп­ лыть от самого себя: это сейчас он делает свои 160 тысяч ежегодного дохода, а пят­ надцать лет назад — только 18 тысяч. — Что, здорово? — улыбается Претцер. И тут же вздыхает: — Конечно, здорово, только сегодня и этого мало. Второй па­ ром нам позарез нужен. Несколько лет уже просим, да Минречфлот никак не рас­ щедрится, Вот и ждут нас эти бедолаги, как своего звездного часа.— И кивнул ту­ да, где на тающем за кормой берегу оста­ лись «ждать звездного часа» вереницы машин. Чтобы пассажиры на борту не скучали, оя поставил пластинку — и над Обским морем голос Пугачевой запел о добром ста^ ром Паромщике. А Виктор Кондратьевич продолжал: — Паромы-то мы до сих пор строим по проектам шестидесятый годов! Тогда им что возить приходилось? Трехтонки, пяти­ тонки — и все. А сейчас! КРАЗы, КамАЗы, «Колхиды»... Панелевоз, тягач свыше двадцати тонн вообще не войдут к нам. Или же лесовоз с хлыстовой вывоз­ кой, рефрижератор. Автопарк страны, тех­ ника сельскохозяйственная вон как выма­ хали за четверть века, а паромы по-преж­ нему в коротких штанишках бегают. Он устало махнул рукой, а из динами­ ков неслось: — ...соединяет берега седой паромщик! Он думал о чем-то своем, привычно и лег­ ко поворачивая штурвал,— и впрямь, весь седой капитан парома. Когда после училища он за полтора года прошел все ступеньки от кочегара до капи­ тана, то «капитанить» для начала его поставили на слабосильный катерок. Мо­ тор в пятьдесят четыре лошадиных силы был снят с трактора. На этом «флагман­ ском крейсере» Виктор развозил по Чулы­ му боны, сортиро'вочные ворота лесоспла­ ва да плавучие пристани: дело самое про­ стое, проще перетягивания каната. Вот приволок в Черкесово очередные боны и перед возвращением в Усть-Чулым пошел к начальнику здешнего сшіавучастка: — Что мне пустым вертаться? Дайте плот отвести! Тот даже засмеялся: — Да ты что, Витек! Плот захотел! Как ты его потянешь своим коробком спичеч­ ным? — Обижаешь, Иван Палыч! Какой гут тебе коробок? В этой беде, если хочешь знать, больше полусотни лошадиных сил. Что ж мы с такой-то кавалерией и не спра­ вимся? — И посерьезнел: — Дай плот, про­ шу! Под мою ответственность. Иван Палыч был человек немолодой и опытный, людей чувствовал безошибочно, кто чего стоит. Глянул зеленому капитану в отчаянные глаза — и согласился: — Что ж, пожалуй, и сдюжишь. Ладно, бери, шут с тобой. Не рискуя, настоящим капитаном не станешь... После этого случая его быстро рересади- ли на настоящий плотовод. Причем довери­ ли водить нестандартные плоты — более тяжелые и громоздкие, с большей осадкой в воде. Это была работа ответственная и опасная, и молодой капитан не скрывал гордости. Водить плоты — одно из самых трудных дел на речфлоте. Впечатление такое, будто их буксирчик уперся в берег и пытается толкать его впереди себя. Двигатель ревет на полной мощности, а штурвал так и гу­ ляет взад-вперед, еле удерживаешь его. У Виктора в начале навигации с непривыч­ ки распухали кисти рук — за месяц вдвое толще становились. А потом крепли, и опухлость проходила сама собой. Нередко случались внезапные останов­ ки: заклинивало руль. Значит — надо ны­ рять в воду и там смотреть: что за беда? А вода-то, между прочим, не черномор­ ская: семь-восемь градусов всего. Капитан не капитан — лезь давай! Тут долж­ ностью не прикроешься. Да в как ты по­ том этими парнями командовать сможешь, ■если сейчас отсидишься в сторонке, пока они, синие и промерзшие насквозь, будут возвращать свободу движения твоему же судну? Бывало — деревяха какая-нибудь закли­ нит, да еще так плотно забьется, что никак ее не вытащить. Тогда Виктор доставал из кубрика ржавую ножовку, нырял с нею и под водой принимался пилить. Попилит — вынырнет, глотнет воздуха — и опять пи­ лит. Минут через пять переставал чувство­ вать пальцы, не мог уже управиться с пи­ лой. Ребята затаскивали его на борт, и в воду плюхался следующий. И так — все пятеро, один за другим. Ты еще и не ото­ грелся ни капли, а уже вновь твоя очередь подходит. Представишь опять эту ледяную купель — и дыхание перехватывает: «не смогу больше, сердцу не выдержать!» Но соберешься с силой — и лезешь туда, а сердце трепыхается загнанным мышонком... Сейчас плотоводы — совсем другие: и по комфорту не сравнить и попросторней, и помощнее. А плоты таскают в три-четыре тысячи кубометров. Претцер же с коман­ дой тогда, тридцать лет назад, тянул око­ ло восьми тысяч «кубиков». Ничего, справ­ лялись. Они тогда стали первым в сплав- конторе экипажем коммунистического тру­ да. Восемь лет водил Виктор Претцер пло­ ты, восемь лет отходил в студеных и жар­ 1 3 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2