Сибирские огни, 1987, № 8

ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Е. СОЛОМЕННО РЕЙС ОТ ПРИСТАНИ «ДЕТСТВО» О сенью над северными реками уле­ тающие стаи кричат всегда так тре­ вожно, так щемяще. И горько пахнет дым костра, принесенный ветром невесть откуда. Почему ему все это опять вспомнилось сегодня? Может — потому, что начался сентябрь. А может — снова позвал Север. Кто знает — отчего человеку в душу вдруг постучится такая осенняя тишина, если вокруг все так шумит, движется и суетит­ ся? В кузовах машин мычат дурным голосом коровы, блеют овцы, хрюкают свиньи. Взре- вывают невыключениыми моторами и, ка­ жется, притоптывают от нетерпения коле­ сами лесовозы, молоковозы, бензовозы и прочие всяческие «возы». Машина мед­ службы и герой совхозных полей —■хлеб­ ный комбайн, желтая милицейская «пээм- гэшка» и автомастерская. И «Колхиды», МАЗы, КРАЗы. В сторонке робко дожида­ ются своей очереди легковушки частников. И все это моторизованное стадо стремит­ ся поскорей попасть на вожделенную па­ лубу парома. А потом капитан четко и строго команду­ ет в мегафон: — «Скорая», заезжайте. В самый перед и направо, к борту. Автобус, подай в сто­ рону, не мешай движению. От Ордынской пристани до Нвжнекамен- ской — только лишь девять миль, двадцать минут хода. Не море, а одно название. Да и то, впрочем, неофициальное: на «артах-то обозначено — Новосибирское водохрани­ лище. Но никто вокруг не назовет его ина­ че, как — Обское море. Что ж, море так Море. И спешит через него трудяга — са­ моходный паром, в реестрах Западно- Сибирского речного пароходства гордо именуемый «теплоход СП-23». Капитан, Виктор Кондратьевич Претцер не суетится, не торопится. Скорость, выиг­ 134 рыш во времени рождаются из уверенной четкости команд, из отлаженное™ желез­ ного порядка на судне. И, глядя на этого невозмутимого дирижера, деловито управ­ ляющегося за своим пультом, вряд ли кто догадается, что он буквально кожей, кор­ нями волос ощущает, как ожидают его паром на том берегу. Ожидают Чиигие- ский мехлесхоз и Усть-Хмелевский дерево­ обрабатывающий комбинат, Абрашинсюий карьер и Нижнекаменский лесопункт. Ожи­ дают магазины Хмелевки, Ерестной и дру­ гих сел. Ожидают расположенные на другом берегу семнадцать районов Новоси­ бирской области — степных, хлебных,- жи­ вотноводческих. Хлеб нового урожая и пиломатериалы, молоко и уголь, продоволь­ ствие и комбайны, жатки и промтовары... Мельтешат номера новосибирские и кеме­ ровские, томские и алтайские. И все спе­ шат, всем некогда, всех их ждут с важны­ ми, срочными, неотложными грузами... И пока капитан управлялся со всем этим скопищем, я стоял рядом с ни:м в рубке и, честно говоря, жалел его. Потому что где-то бурлили своенравные течения, пе­ нились буруны на крутых порогах, где-то были интересные многокилометровые маршруты. А здесь — однообразные «за­ беги на ближнюю дистанцию». Скучно, и все заранее известно, и ничего нового — ни завтра, ни послезавтра, ни через десять лет. — Как раз тут-то самый интерес и есть,— возразил Претцер.— По рекам пла­ вать — дело отлаженное, а вот переправы сегодня — самое «узкое место» на речфло- те. И в организации работ, и по техниче­ ской оснащенности. Тут есть над чем поку­ мекать. И потом наша переправа, как я ее понимаю,— может быть, самый ответствен­ ный участок. Я ж иногда сам готов был бы мостом перекинуться ,с берега на берег — тблько чтобы хлеб, да скот, да строймате

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2