Сибирские огни, 1987, № 8
ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Е. СОЛОМЕННО РЕЙС ОТ ПРИСТАНИ «ДЕТСТВО» О сенью над северными реками уле тающие стаи кричат всегда так тре вожно, так щемяще. И горько пахнет дым костра, принесенный ветром невесть откуда. Почему ему все это опять вспомнилось сегодня? Может — потому, что начался сентябрь. А может — снова позвал Север. Кто знает — отчего человеку в душу вдруг постучится такая осенняя тишина, если вокруг все так шумит, движется и суетит ся? В кузовах машин мычат дурным голосом коровы, блеют овцы, хрюкают свиньи. Взре- вывают невыключениыми моторами и, ка жется, притоптывают от нетерпения коле сами лесовозы, молоковозы, бензовозы и прочие всяческие «возы». Машина мед службы и герой совхозных полей —■хлеб ный комбайн, желтая милицейская «пээм- гэшка» и автомастерская. И «Колхиды», МАЗы, КРАЗы. В сторонке робко дожида ются своей очереди легковушки частников. И все это моторизованное стадо стремит ся поскорей попасть на вожделенную па лубу парома. А потом капитан четко и строго команду ет в мегафон: — «Скорая», заезжайте. В самый перед и направо, к борту. Автобус, подай в сто рону, не мешай движению. От Ордынской пристани до Нвжнекамен- ской — только лишь девять миль, двадцать минут хода. Не море, а одно название. Да и то, впрочем, неофициальное: на «артах-то обозначено — Новосибирское водохрани лище. Но никто вокруг не назовет его ина че, как — Обское море. Что ж, море так Море. И спешит через него трудяга — са моходный паром, в реестрах Западно- Сибирского речного пароходства гордо именуемый «теплоход СП-23». Капитан, Виктор Кондратьевич Претцер не суетится, не торопится. Скорость, выиг 134 рыш во времени рождаются из уверенной четкости команд, из отлаженное™ желез ного порядка на судне. И, глядя на этого невозмутимого дирижера, деловито управ ляющегося за своим пультом, вряд ли кто догадается, что он буквально кожей, кор нями волос ощущает, как ожидают его паром на том берегу. Ожидают Чиигие- ский мехлесхоз и Усть-Хмелевский дерево обрабатывающий комбинат, Абрашинсюий карьер и Нижнекаменский лесопункт. Ожи дают магазины Хмелевки, Ерестной и дру гих сел. Ожидают расположенные на другом берегу семнадцать районов Новоси бирской области — степных, хлебных,- жи вотноводческих. Хлеб нового урожая и пиломатериалы, молоко и уголь, продоволь ствие и комбайны, жатки и промтовары... Мельтешат номера новосибирские и кеме ровские, томские и алтайские. И все спе шат, всем некогда, всех их ждут с важны ми, срочными, неотложными грузами... И пока капитан управлялся со всем этим скопищем, я стоял рядом с ни:м в рубке и, честно говоря, жалел его. Потому что где-то бурлили своенравные течения, пе нились буруны на крутых порогах, где-то были интересные многокилометровые маршруты. А здесь — однообразные «за беги на ближнюю дистанцию». Скучно, и все заранее известно, и ничего нового — ни завтра, ни послезавтра, ни через десять лет. — Как раз тут-то самый интерес и есть,— возразил Претцер.— По рекам пла вать — дело отлаженное, а вот переправы сегодня — самое «узкое место» на речфло- те. И в организации работ, и по техниче ской оснащенности. Тут есть над чем поку мекать. И потом наша переправа, как я ее понимаю,— может быть, самый ответствен ный участок. Я ж иногда сам готов был бы мостом перекинуться ,с берега на берег — тблько чтобы хлеб, да скот, да строймате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2