Сибирские огни, 1987, № 7

— Совсем неплохо, Петро. Зря на себя наговариваешь... Непринужденно и весело мимо пронеслись Ульянов и Крупская. За ними Кржи­ жановский и Зинаида Невзорова. И здесь соревнование. На грязной половине, где водка стоит на две копейки дешевле, где ее пьют не раздеваясь, не закусывая, Петр заметил человека со скрипкой. По длинным белым усам с подусниками, по затертым вышивкам на суконном зипуне он признал в скрипаче земляка. Дождавшись окончания вальса, Петр подошел к нему, уважительно поздо­ ровался: — Доброго здоровья, отец! Я здесь с друзьями, да нет среди нас музыканта. Не войдете ли в компанию? — Чего ж не войти? С моим удовольствием! Скрипач ел и пил торопливо. Руки его дрожали. Насытившись, он вытер просту­ пившие на лбу капли серым мятым платком, поправил на себе одежду, пригладил волосы. Взгляд его сделался спокойным. Он достал из футляра скрипку, вскинул к плечу и заиграл. х На голос скрипки стали возвращаться товарищи. Что за власть у музыки... Она помогает забыть тяготы идущей жизни, доносит из прошлого светлые образы, рождает мечты и надежды... В ней дрожат звезды, подни­ маются травы, трещат клювами аисты, гудят таежные дебри; дивчины водят хорово­ ды, матери баюкают детей, а по грязным трактам текут кандальные звоны. Уловив знакомое, Кржижановский стал напевать: Нелюдимо наш е море, Д ень и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. Скрипач тут же настроился на его голос. Песня окрепла, сделалась общей. Смело, братья! Ветром полный, П арус мой направил я; Полетит по скользким волнам Быстрокрылая ладья! За «Пловцом» Языкова естественно последовала рылеевская дума о Ермаке. Потом Петр завел: «Реве та стогне Днипр широкий» Тараса Шевченко. Его с готов­ ностью поддержала Крупская, в детстве жившая в Малороссии, любившая ее. От песен перешли к пляскам. Тут Петр и совсем почувствовал себя в родной сти­ хии. В него будто черт вселился. Сдвинув столы в угол, он пустился по, комнате гопаком. Какие только коленца не выделывал, каких только прыжков с пришлепами не совершал... — Ну и здоров же ты, Петро! — восхищенно сказал Кржижановский, когда Петр наконец остановился. — Это точно, — не стал отказываться Петр. — Что есть, то есть. — И неожи­ данно для самого себя похвастался: — Меня поломать трудно. Батьку моего не поломали, меня и подавно!.. Я не подведу. Как бы там дело ни повернулось... Ульянов с чувством пожал ему руку: — Мы знаем, Петр Кузьмич. 6 Петербург знаменит гриппной лихоманкой. С особой силой она свирепствует в конце февраля — начале марта. Вот и теперь подошло ее время. Доктора именуют гриппную болезнь на итальянский манер — инфлуэнцей. А все равно — тот же насморк и кашель с лихорадкой. Людям плохо, многие сгорают в подвальных углах на грязных тряпках, без при­ зора, безвестно. А в торговых рядах оживление: появилась новинка — широкое, сво­ бодно пошитое платье наподобие капота, с серебристым шитьем для дам, с украше­ нием из пуговиц для господ. Называется оно — робе де инфлуэнца. Спрос на него у сытой публики немалый; хочется ей покрасоваться, понасмешничать над болезнью и над страхами, ею вызванными. С Ульяновым Петр увиделся на следующий день после поездки в Лесной инсти­ тут. Обложившись книгами, будто крепостные стены воздвигнув, Владимир Ильич по обыкновению своему работал в Публичной библиотеке. По голосу, по глазам чувст­ вовалось, однако, что ему неможется. — Просквозило? — обеспокоился Петр. — Пустяки, — ответил Ульянов. — Не стоит внимания, Петр Кузьмич. По этой части домашняя медицина накопила весьма простой и действенный опыт: горячий чай с малиновым вареньем, согревание ног, общее тепло. Дня через два и следов не останется! Но на этот раз домашняя медицина не помогла... Первым об этом узнал Сильвин. Человек он компанейский, привык бывать у то­ варищей запросто — и с делом, и без оного. Другие боятся показаться навязчивыми, непрошеными, помнят наставления Радченко о необходимости беречься от сыскного глаза, — а у Михаила на все свои представления, он сам знает, что ему следует, а че­ го не следует делать. С особым постоянством ходит он в Большой Казачий переулок к 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2