Сибирские огни, 1987, № 7
условия, где нужно быть решительным и смелым в защите обитателей леса, коим грозит истребление неисчислимым сонми щем браконьеров разных мастей и званий. Среди -них есть и такие (а их автор не стремится спрятать от нас), которые зани мают довольно высокие кресла и от воли и расположения которых целиком и пол ностью зависит судьба подчиненного им по должности директора. Мы соглашаемся с В. Шубиной: судьба у директора такая, что не позавидуешь. Потакать всем — значит разорить хозяй ство, извести фауну. Запрещать и не позво лять — накликать беду на свою шею. Но вожилов действует так, как ему совесть ве лит, как подсказывает долг хранителя леса и защитника всех его обитателей. Он посту пает в соответствии с законом, с правилами охоты, и для него все одинаковы — от ми нистра до рядового члена охотобщества. Что положено, то и отстреливай, а больше — ни-ни. Такой человек симпатичен всем, в том числе и тем, кто в силу ряда обстоятельств хотел бы пойти на компромисс с совестью ради каких-то интересов, пусть и не лич ных, а как бы даже для целого района. Были же такие Выезды больших руководи телей, когда они в ответ на заботу и вни мание, давали обещание то-то и то-то сде лать, так-то помочь, оказать такую-то ус лугу хлебосольнЬім хозяевам, благо человек этот облечен государственной властью и за счет того же государства почему бы и не быть столь щедрым и благодарным. С такими явлениями сталкивался и пер вый секретарь райкома партии Ковалев, который не прочь бы у влиятельных гостей за счет охотничьего хозяйства что-то и вы бить для районных нужд (а их — охо-хо, как много), но всегда наталкивался на неприступную силу Новожилова, и она у него вызывала уважение. «Ведь прекрасно, когда защита природы в руках социально активного человека. Будет по крайней мере толк, а не болтовня об умилительных кра сотах, травке-муравке, птичьем щебете. Но вожилову можно сказать правду, жестокую, решительную, он примет как есть, а от сво его все равно не отступит». Нравственная красота этого человека по казана убедительно. Нас привлекает в обли ке героя его честность, бескорыстие, верное служение делу, которое взял в руки, ори ентация не на сиюминутные меркантильные интересы (пусть и в масштабах района), а на дальнюю перспективу, за которую мы в ответе перед будущим поколением. Ему брать в руки эстафету, а что оно возьмет — лес, богатый зверем и дичью, или же жал кие вырубки — это зависит, и не в малой степени, и от таких людей, как Новожилов. Воистину сводить все к копейке — утопия. Не менее важно для человека 'отношение . к нему, забота о нем, об условиях труда и быта. В публикации В. Ситникова «Три «К» приводится такой пример. Кировская об ласть, как и все Нечерноземье, страдает от нехватки доярок, особенно неохотно идут в эту отрасль девушки, И получается такая невеселая статистика: на 100 парней в де ревнях Нечерноземья приходится по 79 де вушек. Где брать невест? И вот на этом невеселом фоне выделяет ся колхоз «Путь Ленина». Здесь не только нет вакансий среди доярок, но даже сущест вует своего рода конкурс на них: не каж дую, кто предлагает свои услуги, возьмут, посмотрят, на что способна. В чем же дело, чем привлекает это хозяйство? К сожале нию, из публикаций это понять трудно, автор, кроме констатации, факта, мало что поведал читателю. Но все же мы узнаем немаловажную деталь: в колхозе труд до ярок благодаря животноводческому ком плексу приблизился по режиму дня к го родскому: есть график, распорядок строго соблюдается, а это уже немаловажно для женщины, у которой семья, дети, заботы по дому. Это уже не утопия, если люди тянутся туда, где лучше организован труд, где есть забота о культурно-бытовом устройстве, а не за длинным рублем. Стало быть, и эта мысль красной строкой проходит в публи кациях, для успеха дела нужно перестрой ку хозмеханизма сочетать с нравственным очищением общества. И здесь первую скрипку призваны играть специалисты — это закономерно, об этом не раз упоминают в своих очерках В. Сте панов, И. Васильев, И. Филоненко, В. Фо мин и другие. Но не везде со специалиста ми благополучно, мы эту тревогу в очер кистике отмечали; но, к сожалению, чис ленный рост специалистов на селе не всег да сопровождается улучшением дел. При чин, вероятно, много, на ряд из них было указано, но хотелось бы подметить еще од ну, найденную В. Степановым: этакое «ком чванство», как бы сказал Ленин, у тех, кто вырос в деревне, учился здесь, окончил вуз и получил диплом. Будто подменили чело века, когда он с дипломом вновь приехал в родное село. «Я всегда удивляюсь,— чи таем мы в очерке,— откуда такое высоко мерие по отношению к рядовым у специа листов? Сами из трудовых коллективов, чуть выбился в начальство, уже лукавит, исчезает среди бела дня неизвестно куда. Спрашиваешь: «Где?»— говорят: «Только что был»,— а сами в глаза тебе не глядят. Смотришь потом, а он после обеда из дому уже не выходил, кур своих и свиней кор мил, надеясь, что его никто не видел». Любопытная деталь. Она наводит на многие мысли. В том числе на ту, что труд специалиста и организован, и оплачивается не так, как труд рядовых рабочих и кол хозников. И тут действовать одними уве щеваниями малоэффективно, тоже может получиться сплошная утопия. Нужны сов~ местные усилия — и рубля, и перестройки образования, воспитания ответственности и трудолюбия... Завершая заметки о произведениях очер кистики и публицистики о человеческом факторе, хочу заметить, что авторам их предстоит еще впереди большая работа, ко торую ждут читатели,— раскрыть перелом ные явления, опыт перестройки, истинные деяния, направленные на благо человека. ❖
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2