Сибирские огни, 1987, № 7
только с помощью материальной заинтере сованности. Послушаем. «В. Л. Вы упираете, как я улавливаю, прежде всего на хозяйственный механизм, на прямую непосредственную материальную заинтересованность в каждом конкретном случае. Это правильно, но, извините, и на ивно немного. Есть, должен быть еще и ме ханизм сознательности, совести. A. С. Ну да. Упирать на хозяйственный механизм наивно, а на механизм совести — і не наивно... B. Л . Создать непосредственный матери альный интерес буквально для всего, что человек делает, практически невозможно. Это утопия». В связи с этим вспомнился один полу- анекдот, полукурьез. Папе надоело, что сын постоянно получает двойки, то и дело при глашают в школу на педагогические беседы, где часто звучит фраза: «Заинтересуйте сво его сына, чтобы он хорошо учился, старал ся по крайней мере». И отец придумал в конце концов стимул. Он позвал сына и ска зал: «Ну вот, знаешь что, чтобы ты старался — за каждую пятерку я буду давать тебе пять рублей, за четверку — четыре, а за двойку, сам понимаешь, только два». Внача ле сын старался, а потом смекнул: чем по лучать четверку и пятерку (на них сколько ведь труда положить надо!), лучше при нести три тройки, цена будет одна — 9 руб лей. А за две тройки сойдут и три двойки. У папы со стимулированием, как видим, ничего не вышло, вероятно, не все он до конца продумал. А вот как, если отбросить шутки в сторону, в жизни выходит! У Вла димира Фомина есть очерк «Рывок «Рос сии» («Дон», 1986, № 5) — о знатном пред седателе колхоза Вольдемаре Францевиче Вране. Автор рисует его человеком опыт ным, знающим дело и умеющим работать с людьми, для него вопросы перестройки — это повседневная явь, он ими живет, они движут его помыслами. Человеческий фактор для Врана — не абстрактное понятие, а живые, конкретные люди, с которыми решает он проблемы, тру дится, делает те или иные дела, большие и малые, и о которых постоянно проявляет заботу и радуется, когда его усилия нахо дят отзвук в их сердцах, когда они рас крываются то одной, то другой гранью тру долюбия. В хозяйстве — прогрессивная сис тема материального стимулирования, эко номика не страдает, люди зарабатывают неплохо. Но директор убежден, что не в одной ко пейке дело, не всегда рубль может надежно сыграть. «На одну оплату, — говорит он,— нам ставку делать нельзя. Где голый мате риальный стимул, там обязательно будут рвачество, брак, зависть. Мы хотим так сво их людей воспитать, чтобы они на первое место ставили не свои, а общественные ин тересы, красоту, удовлетворенность в работе. Виктора Чуйкова за большие деньги за ставляйте абы как поле вспахать — не на портачит. Пласт к пласту, как художник, положит. Таким духом с детства пропитан». В очерке верно улавливается дух време ни. Товарно-денежные отношения у нас держатся, как было отмечено, на ином .фундаменте. Отсюда проистекают такие явления, как ответственность за судьбу общественной собственности, активное учас тие во всенародном контроле за мерой тру да и потребления, стремление к социальной справедливости во всех сферах нашей жизни. Нельзя забывать и о том, что есть у нас и общественный фонд потребления, и го сударственная помощь тем, у кого уж слишком низкий прожиточный минимум. И самотека в распределении нет и быть не может, все должно разверстываться по справедливости, в зависимости, по словам Маркса, «от трудового пая» каждого че ловека. Все это и позволяет людям активно содействовать партии в искоренении кор рупции, стяжательства, нетрудовых дохо дов. И это еще одно проявление общественно го контроля, в силу которого верил В. И. Ленин и который на наших глазах из без зубой организации превращается в мощного поборника социальной справедливости. Ес тественно поэтому замечать, что не копей кой единой жив человек. Там, где сущест вует не бумажная, а настоящая забота о социальной справедливости, где она утвер ждается постоянно и последовательно, нет необходимости всякое действие человека поощрять копейкой. Каждый шаг, каждый поступок нельзя стимулировать материально. Есть в очерке В. Степанова «Возвращение на круги своя» такой эпизод. Механизаторы выехали в со седний совхоз, чтобы взять из мастерской отремонтированные тракторы, но из-за бу рана и переметенной вконец дороги при нуждены были вернуться, не добравшись до места назначения. Но есть и такие, кото рые будут до вечера пробиваться к мастер ской и явятся домой ночью. Автор спраши вает, будут ли оплачены их усилия. В от вет оба управляющих категорически потряс ли головами: разумеется, нет, такое пове дение в порядке вещей, если человек хочет работать, он должен позаботиться о том, чтобы своевременно получить технику. А как же иначе? Люди понимают: разыгра лась стихия, никто в этом случае не вино ват, надо поступать так, как велит совесть, как требуют принципы справедливости. И где они неукоснительно соблюдаются, чело веческий фактор выступает активнее, все видят, что никто не прячется за спину друг друга, никто не норовит сделать поменьше, а получить побольше, оторвать себе пожир нее кусок. И тут много зависит от воспитания. Пом ните слова директора Врана о механизато ре: «Таким духом с детства пропитан». В хорошей, трудолюбивой семье вырастает и поколение истинных хлеборобов, впитав ших любовь к земле с молоком матери, познавших истинную радость в красоте труда. Таким людям не придется каждый шаг оценивать копейкой — для них важен главный принцип: их труд будет вознаг ражден по конечному результату, по коли честву и качеству выращенного урожая, по общественно значимым итогам работы. Именно о таком человеке, директоре опытно-показательного охотничьего хозяй ства Новожилове, рассказала Валерия Шу бина в очерке «Сухой ерик» («Москва», 1986, № 6). Привлекает повествование именно этой своей стороной — раскрытием морально-нравственного облика человека, который самой судьбой поставлен в такие 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2