Сибирские огни, 1987, № 7

только с помощью материальной заинтере­ сованности. Послушаем. «В. Л. Вы упираете, как я улавливаю, прежде всего на хозяйственный механизм, на прямую непосредственную материальную заинтересованность в каждом конкретном случае. Это правильно, но, извините, и на­ ивно немного. Есть, должен быть еще и ме­ ханизм сознательности, совести. A. С. Ну да. Упирать на хозяйственный механизм наивно, а на механизм совести — і не наивно... B. Л . Создать непосредственный матери­ альный интерес буквально для всего, что человек делает, практически невозможно. Это утопия». В связи с этим вспомнился один полу- анекдот, полукурьез. Папе надоело, что сын постоянно получает двойки, то и дело при­ глашают в школу на педагогические беседы, где часто звучит фраза: «Заинтересуйте сво­ его сына, чтобы он хорошо учился, старал­ ся по крайней мере». И отец придумал в конце концов стимул. Он позвал сына и ска­ зал: «Ну вот, знаешь что, чтобы ты старался — за каждую пятерку я буду давать тебе пять рублей, за четверку — четыре, а за двойку, сам понимаешь, только два». Внача­ ле сын старался, а потом смекнул: чем по­ лучать четверку и пятерку (на них сколько ведь труда положить надо!), лучше при­ нести три тройки, цена будет одна — 9 руб­ лей. А за две тройки сойдут и три двойки. У папы со стимулированием, как видим, ничего не вышло, вероятно, не все он до конца продумал. А вот как, если отбросить шутки в сторону, в жизни выходит! У Вла­ димира Фомина есть очерк «Рывок «Рос­ сии» («Дон», 1986, № 5) — о знатном пред­ седателе колхоза Вольдемаре Францевиче Вране. Автор рисует его человеком опыт­ ным, знающим дело и умеющим работать с людьми, для него вопросы перестройки — это повседневная явь, он ими живет, они движут его помыслами. Человеческий фактор для Врана — не абстрактное понятие, а живые, конкретные люди, с которыми решает он проблемы, тру­ дится, делает те или иные дела, большие и малые, и о которых постоянно проявляет заботу и радуется, когда его усилия нахо­ дят отзвук в их сердцах, когда они рас­ крываются то одной, то другой гранью тру­ долюбия. В хозяйстве — прогрессивная сис­ тема материального стимулирования, эко­ номика не страдает, люди зарабатывают неплохо. Но директор убежден, что не в одной ко­ пейке дело, не всегда рубль может надежно сыграть. «На одну оплату, — говорит он,— нам ставку делать нельзя. Где голый мате­ риальный стимул, там обязательно будут рвачество, брак, зависть. Мы хотим так сво­ их людей воспитать, чтобы они на первое место ставили не свои, а общественные ин­ тересы, красоту, удовлетворенность в работе. Виктора Чуйкова за большие деньги за­ ставляйте абы как поле вспахать — не на­ портачит. Пласт к пласту, как художник, положит. Таким духом с детства пропитан». В очерке верно улавливается дух време­ ни. Товарно-денежные отношения у нас держатся, как было отмечено, на ином .фундаменте. Отсюда проистекают такие явления, как ответственность за судьбу общественной собственности, активное учас­ тие во всенародном контроле за мерой тру­ да и потребления, стремление к социальной справедливости во всех сферах нашей жизни. Нельзя забывать и о том, что есть у нас и общественный фонд потребления, и го­ сударственная помощь тем, у кого уж слишком низкий прожиточный минимум. И самотека в распределении нет и быть не может, все должно разверстываться по справедливости, в зависимости, по словам Маркса, «от трудового пая» каждого че­ ловека. Все это и позволяет людям активно содействовать партии в искоренении кор­ рупции, стяжательства, нетрудовых дохо­ дов. И это еще одно проявление общественно­ го контроля, в силу которого верил В. И. Ленин и который на наших глазах из без­ зубой организации превращается в мощного поборника социальной справедливости. Ес­ тественно поэтому замечать, что не копей­ кой единой жив человек. Там, где сущест­ вует не бумажная, а настоящая забота о социальной справедливости, где она утвер­ ждается постоянно и последовательно, нет необходимости всякое действие человека поощрять копейкой. Каждый шаг, каждый поступок нельзя стимулировать материально. Есть в очерке В. Степанова «Возвращение на круги своя» такой эпизод. Механизаторы выехали в со­ седний совхоз, чтобы взять из мастерской отремонтированные тракторы, но из-за бу­ рана и переметенной вконец дороги при­ нуждены были вернуться, не добравшись до места назначения. Но есть и такие, кото­ рые будут до вечера пробиваться к мастер­ ской и явятся домой ночью. Автор спраши­ вает, будут ли оплачены их усилия. В от­ вет оба управляющих категорически потряс­ ли головами: разумеется, нет, такое пове­ дение в порядке вещей, если человек хочет работать, он должен позаботиться о том, чтобы своевременно получить технику. А как же иначе? Люди понимают: разыгра­ лась стихия, никто в этом случае не вино­ ват, надо поступать так, как велит совесть, как требуют принципы справедливости. И где они неукоснительно соблюдаются, чело­ веческий фактор выступает активнее, все видят, что никто не прячется за спину друг друга, никто не норовит сделать поменьше, а получить побольше, оторвать себе пожир­ нее кусок. И тут много зависит от воспитания. Пом­ ните слова директора Врана о механизато­ ре: «Таким духом с детства пропитан». В хорошей, трудолюбивой семье вырастает и поколение истинных хлеборобов, впитав­ ших любовь к земле с молоком матери, познавших истинную радость в красоте труда. Таким людям не придется каждый шаг оценивать копейкой — для них важен главный принцип: их труд будет вознаг­ ражден по конечному результату, по коли­ честву и качеству выращенного урожая, по общественно значимым итогам работы. Именно о таком человеке, директоре опытно-показательного охотничьего хозяй­ ства Новожилове, рассказала Валерия Шу­ бина в очерке «Сухой ерик» («Москва», 1986, № 6). Привлекает повествование именно этой своей стороной — раскрытием морально-нравственного облика человека, который самой судьбой поставлен в такие 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2