Сибирские огни, 1987, № 7
Возможно, действительно, и так — над лежащего спроса нет: что уродилось, то и хорошо, остальное списывается на «небес ную канцелярию». Но почему же все-таки руководящий корпус в деревне хромает, а хороших, умных, толковых специалистов раз, два — и обчелся? И еще вопрос: учат ся у них, хороших, перенимают опыт, а де ла как шли ни шатко, ни валко, так и идут. Так где же все-таки собака зарыта? При чину, на наш взгляд, глубоко социальную, вскрыл И. Васильев в уже упомянутом очерке. Мысли автора можно свести к сле дующему рассуждению. Миграция из села в город, наблюдавшаяся в последнее время в Особо больших масштабах, сказалась не только на количестве сельских жителей, но и на их качественной характеристике. Уеха ли самые мобильные, деловые, не обделен ные от природы умом и сметкой, наиболее смелые и решительные люди, ведь в городе устроиться по-хорошему, по-настоящему не так-то просто: и жилплощадь требуется, и заработок приличный, и перспектива в де ле, и семейство пристроить — на все хват ка нужна, смекалка, инициатива. «Остались те,— пишет писатель,—- которых «не тяну ло»,— и пришло их время. Из кого-то надо было выбирать председателя, бригадира, заведующего, управляющего, их и выбира ли, стали они руководить. Посидев у влас ти пяток-другой лет, они уверились в своих способностях. Поскольку способности-то средние, то, как говорится, и потолок по росту держали, утвердили «средний уро вень», обосновав невозможность «прыгнуть выше себя» в «условиях», а «условия» — сплошная, как говорится, диалектика: надо доказать невозможность «прыгнуть» •— взгляни за окно, дождь пошел, мороз уда рил, солнце жарит — вали на погоду. Не хочешь на погоду — сошлись на капитало вложения, на технику, на малолюдье, да мало ли...» Вот она, логика, трудно с ней не согла ситься, а пришел к ней писатель от наблю дения в сельской жизни: возвращаются из города в деревню прежние люди, когда-то из нее уехавшие, а им не очень-то рады, по любому поводу злорадствуют, шпильку за шпилькой подпускают: ишь какие они хват кие да оборотистые, так и норовят, где только можно, урвать — и с огорода везут на базар, и телят на мясо сдают, куркули, да и только. Не долго и славу пустить, и ярлык повесить: хапуги, спекулянты, рас кулачивать надо, и куда только местная власть смотрит? Кому удобно так говорить? Тем, кто сам не любит особенно «повкалывать», а ищет где бы полегче да поспокойнее, но зато те, которые их обходят и умом и старанием, становятся настоящей мишенью всевозмож ных очернительств. А идет такая реакция от малоинициативных, неразворотливых, ленивых и завистливых людей. Это они сос тавили тот социальный слой на селе, кото рый автор метко называет «посредствен ностью». Именно сена, посредственность, утвердила вялый стиль руководства, не спешный образ жизни, атмосферу покоя и безмятежности. Такому стилю руководства удобно дер жать ориентир на вышестоящие конторы, без которых, как пишет писатель, «ни шагу не шагни, и даже о своем конституционном 124 праве избирать руководителя забудь». Це почка идет дальше, качество «человеческого материала» дает о себе знать и на уровне районного управления. Вот как описывает В. Филоненко в очер ке «У давних знакомых» («Октябрь», 1986, № 2) работу с кадрами в иных райкомах партии. «...В приемной целыми днями тол пятся народ, главным образом председате ли колхозов и директора совхозов. Одни на «ковер» вызваны, другие приглашены за указаниями, — Хотите посоветоваться, как лучше про вести отчетно-выборное собрание?— спро сил одного засидевшегося в приемной пред седателя. — Нет, график осеменения коров надо утвердить», Вот она, так сказать, обратная связь: как аукнется, так и откликнется. Не случай но автор замечает, что, когда в хороший район приезжают за опытом, «в один голос говорят: «Чего вам не работать, вон у вас какие молодцы-умницы во главе колхозов- совхозов. А у нас одни тюхи да матюхи, без подсказки ни шагу не ступят». Так и хочется спросить этих «приезжаю щих»: а не легче ли такому райкому, где тюхи да матюхи, управлять, а с умницами ему уже не справиться? И не получается ли так, что тюхи да матюхи, которые подня лись повыше, подбирают себе под стать тюх да матюх? Ирония иронией, а подобного рода ситуа ция, и это глубоко »обоснованно подмечает ся и И. Васильевым, и И. Филоненко, становится тормозом в решении задач пере стройки, ускорения, развития, осуществле ния Продовольственной программы. «По средственность,— приходит к выводу И. Ва сильев, — сопротивляется перестройке, потому что она довольна сытостью и тре вожиться сознанием грозящего ей духовно го обнищания не желает. Более того, новый ориентир она воспринимает так, как будто у нее что-то отнимают». Таковы объективно возникшие трудности, их надо видеть, предупреждают нас авто ры лучших произведений очеркистики, что бы выработать эффективные меры преодо ления противостояния, добиться иной соци ально-нравственной атмосферы. Проблемы не просты, их решение сложно, оно потре бует немало усилий и времени. И проду манной стратегии, где экономическому фак тору отводится соответствующая роль. Но только ли за счет рубля можно поправить обстановку, сделать человека рачительным хозяином, творцом новых не только произ водственных, но и в целом всех общест венных отношений? Или же есть иные средства? Если есть, то какие? Давайте по смотрим, что подмечают публицисты в жиз ни, как они относятся к известным наставле ниям Чичикова-старшего, обращенным к сы ну: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой!». СНОВА К УТОПИИ? Возьмем кусочек полемики В. Лищенко и А. Стреляного о том, можно ли всего до биться в борьбе за человеческий материал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2