Сибирские огни, 1987, № 7
ет, как найденный В. И. Лениным метод экономического руководства в период нэпа был впоследствии заменен административ ном методом руководства и как,при этом появилась какая-то слепая вера в то, что «государственная власть является чудодей ственной силой, т. е. что,благие пожелания плановиков, превращающиеся в приказы низам, способны творить все из ничего». Автором найдены точные и емкие слова для характеристики административного ме тода управления: «Не допускать перемен, ломки, движения — оставлять все по-преж нему, не рисковать. Эта политика — поли тика добросовестного чиновника, уверенно го, что без него мы и ложку ко рту не под несем, ведь не кто иной, как он, с утра до вечера решает, кому дать то, кому это, только он знает, когда того не хватит здесь, того — там, и надо где-то что-то вы краивать, там урезать, здесь добавлять,— эта политика деятельной бездеятельности, топтания на месте, латания Тришкина каф тана имеет свое название, хоть оно ему и неизвестно: политика иммобильности...» Казалось бы, вот оно: найден главный ускоритель реализации человеческого фак тора в жизни общества — замена админи стративного мышления экономическим, пе реход от старых, бюрократических мето дов руководства к новым, построенным на принципах хозрасчета, подлинной матери альной заинтересованности, при которой «каждый отдельный производитель получа ет обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд„ т. 19, с. 18). Как считает Иван Васильев в очерке «Ориентиры» («Наш современник», 1986, № 5), именно в этом случае наиболее пол но раскроются внутренне присущие челове ку силы: «Ведь «человеческий фактор» в производстве и означает прежде всего от ношение к работе, использование душевных резервов, а не производственных, послед нее — всего лишь следствие желания. Есть у человека желание — все найдет, нет — и видит, да не поднимет». С этим нельзя не согласиться: отсутствие интереса указывает на обреченность идеи, неэффективность призывов и административных методов ру ководства. Итак, очеркистика недвусмысленно вы сказывается за перестройку методов руко водства, оппонентов этой точки зрения нет, авторы в своем большинстве согласны, что иного пути наиболее эффективного исполь зования человеческого фактора не имеется. Его ничем не заменишь, как пишет С. Кал лас в статье «Перестройка экономики, пере стройка сознания» («Дружба народов», 1986, № 5), он выше всех других факторов, и наивно полагать, что научно-технический прогресс в состоянии ликвидировать все беды в жизни общества, социально-эконо мические проблемы остаются, они требуют особого решения. Это решение видится в развитии товарно- денежных отношений, в максимальном их использовании во благо общества, в совер шенствовании хозмеханизма, отвечающего принципам социализма, а не порочащего их, в переходе на экономический метод уп равления. Вот только как это сделать Ког да знакомишься с периодикой, понимаешь. что дело это не простое, примеров подлин ной ломки старого, преодоления инерции встречается не так уж много. Почему же пока что часто говорится о необходимости перестройки, а живого дела нет, перемены наступают крайне медленно? Подобного рода вопросы адресованы и к произведени ям очеркистики, попробуем взглянуть на них с этих позиций. СЦЕНА И ЗАЛ Вопросы эти сами по себе не просты. Речь, как видите, идет о наилучшем исполь зовании общественного потенциала, о все мерном развитии, а не торможении принци пов социализма, в том числе — и товарно- денежных отношений. Но ведь при социа лизме товарно-денежные отношения имеют качественные отличия от тех же отношений при капитализме, поскольку, как известно, основаны на общественной собственности на средства производства. Это коренным об разом меняет дело. У нас собственником выступает весь народ и каждый человек должен считать себя полновластным хо зяином. Используется ли это право в пол ную силу? В том-то и дело, что далеко не всегда. Не здесь ли следует искать подхо ды к ответам на поставленные вопросы? У В. Степанова в указанном выше очерке описан такой случай. На двух одинаковых полях вырос различный урожай: на одном из них он был ниже на 7 центнеров. Что произошло? А вот что. Когда надо было удобрять поле, химики просто лопатой вы валили удобрения на бурт в нескольких мес тах, не перемешивая. При высеве оказалось, что семян на все поле, если сеять его по норме, не хватит; ехать за ними было дале ко; приближался конец рабочего дня; агро номов поблизости не было; бояться некого; и мужики решили — засеять по сниженной норме; авось, никто не заметит и все сой дет. Вот он, типичный случай нехозяйского подхода к делу — на своем огороде никто наверняка так бы не поступил, свое — оно как-то ближе, а государственное представ ляется чем-то далеким, чужим. Наверное, прав автор, рассуждая, что «ученые изобретут и новые машины, и спо собы обработки почвы, и новые удобрения — все без толку будет, если у непосредст венного исполнителя нет стимула сделать свое дело хорошо». Все представляется во взаимосвязи: чувство хозяина вырабатыва ется и тогда, когда человек видит, что его личный интерес прямо, непосредственно смыкается с интересом коллектива, общест ва, и тогда, когда он самым непосредствен ным образом принимает участие в управле нии производством. Когда этого не происходит, у человека пропадает интерес, его энтузиазм падает, он машет рукой и произносит: да что мне, больше всех надо, что ли? В очерке П. Аки мова «Что почем?» («Дальний Восток», 1986, № ?) плотник Дикий рассуждает так: «У нас ведь как: если начальство «сверху» насаждает какую-то идею, это еще ладно, вроде как положено. Но когда свой брат рабочий какую-то инициативу вносит, это же канитель, это же работать надоі И в штыки! Вот Омеля и поплатился. Я со сво его опыта — сколько уже проработал, про 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2