Сибирские огни, 1987, № 7
работающих (у нас — около 40%), непо средственно в сельском хозяйстве занято 4,5%. Рельефно предстают, в сравнении с самой богатой страной капитализма, те ре зервы, которыми мы располагаем, но кото рые пока лежат втуне. У нас в четыре раза больше людей занято непосредственно в сельском хозяйстве, а производительность их труда составляет лишь одну четверть производительности американского фермера. Каким образом можно привести в движе ние те резервы, на которые рассчитываем, и возможно ли это? Если да, то где тот рычаг, с помощью которого можно исправить по ложение? Надо отдать должное авторам публицистического диалога: они не скры вают правды, обнажают зловещее лицо равнодушия и явной халтуры. Посудите са ми: давным-давно в Австралии найден простой и удобный метод защиты зерна под специальной пленкой, которая не только уберегает его от порчи, но и дезинфициру ет, убивая вредные микроорганизмы. Это ли не тот случай, когда нам, особенно там, где недостает элеваторов, быстрее бы перенять австралийский опыт и спасти ту часть уро жая (и не малую — до 25%), которая гиб нет из-за нехватки надежных хранилищ? Ан нет — никакой инициативы не проявля ется, либо если и проявляется, то тонет в болоте' ведомственного равнодушия. В дан ном случае из-за того, что никто не желает наладить выпуск необходимой пленки: хло потно и неизвестно, что получится. Рассказ на этом не останавливается (и в этом важная, положительная сторона мате риала). Авторы стремятся объяснить по добные, к сожалению не такие уж редкие, явления, найти причину, их порождающую. «Когда сталкиваешься с подобными факта ми,— читаем мы,— когда видишь, как мно го зависит от учреждений, от служащего человека, от того, труженик он или работ ник «от сих до сих», лучше понимаешь смысл нынешних усилий, направленных на совершенствование хозяйственного меха низма в стране». Как часто мы таких усилий, к нашему великому огорчению, пока еще не наблю даем. А видим обратное: люди порой ищут труда полегче, а заработка повыше, не за думываясь над тем, какую они продукцию выпускают, нужна ли она обществу, высо кого она или низкого качества, годная это вещь или же заведомый брак. Работники комбикормового завода, например, знают, что какую бы дрянь они ни приготовили, она будет реализована, т. к. у колхозов и совхозов нет выбора. Они не могут не про давать комбикормовому заводу свое зерно. Продавать их обязывают в административ ном, законодательном порядке. Не могут они и не покупать у этого завода его брак. Покупать их тоже обязывают, да и нужда заставляет. Вот такие существуют порядки, такой выработался хозмеханизм, при котором за воду как бы дана гарантия, что от плохой работы он ничего не потеряет. «И может ли быть иначе,— говорит один из участ ников диалога,—когда отношения в хозяй ственной жизни складываются не на хозяй ственной основе, а на административной, когда взаимные материальные интересы и взаимная же материальная ответственность партнеров не решают почти ничего?» Перед нами форменная нелепица: рента бельное предприятие или нет, дрянь оно выпускает или вещь высочайшего качества, неважно, а все равно Дворец культуры — дай, стадион — дай, пансионат —дай, само деятельность одень, обуй и даже надуши по мировым стандартам. Вот против такой нелепицы и восстают авторы. Во всем и везде должна соблю даться социальная справедливость, в про тивном случае человеческий фактор не бу дет эффективно »использоваться, он станет проявлять себя отнюдь не на пользу уско ренному развитию общества, он станет в из вестной мере тормозом на пути решения больших и сложных задач современной дей ствительности. О порочности иждивенчества, захребет- ности пишет и В. Степанов в очерке «Воз вращение на круги своя» («Дружба наро дов», 1986, № 3). Эти негативные явления развращают личность, которой кажется, что все достигается легко и просто, а потому у иждивенцев и отношение к тому, что доста ется им, потребительское, весьма далекое от хозяйского и рачительного. Приводится характерный пример. Два хозяйства по- разному пришли к зимнему периоду содер жания скота. Одно заготовило кормов мно го, хорошего качества, так что в зиму не бедствовало. Другое же этого сделать не сумело, кормов хватило едва на половину холодных дней. Не долго думая, его ру ководитель отправился в район, оттуда по ступило распоряжение богатому хозяйству поделиться кормами. Как же распоряжают ся полученным иждивенцы? А вот так: «Везут и бросают под ноги без меры, трех дневный рацион за день скармливают. Ска зано — не свое». Так утрачивается социальная справедли вость, без соблюдения которой трудно рас считывать на какой-либо успех в развитии и использовании человеческого фактора. Авторы многих публикаций ищут смысл справедливости, пытаются определить ее основу, стержень, и чаще всего в качестве таковых звучат экономические доводы. А. Бороусов, автор статьи «Право на долж ность» («Звезда», 1986, № 6), видит суть в том, что зарплата любого работника должна зависеть от конечного результата — готовой продукции, иначе принципы спра ведливости будут размыты, и бракоделы, и добросовестно работающие люди станут на равных прикладываться к общественно му пирогу. Приблизительно на такой же точке зре ния стоят и упоминавшиеся мною В. Ли- щенко и А. Стреляный. Во главу угла они ставят борьбу с уравниловкой. «Уравни ловка — это худшее, чем даже нетрудовые доходы, спекуляция, взяточничество». Что лучше, а что хуже из этих социальных зол — на эту тему с авторами, пожалуй, мож но поспорить. Но вот в чем они, безуслов но, правы, так это в том, что не может оставаться терпимой ситуация, когда хлебо роб, который выращивает 50 центнеров пше ницы с гектара, получает за каждый цент нер не только не больше, а намного меньше, чем тот, кто кое-как наскребает в тех же условиях 20 центнеров. И в связи с этим вспомнилась моя беседа с заведующим лабораторией стационарных методов, уборки СО ВАСХНИЛ А. В. Куз- 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2