Сибирские огни, 1987, № 7
цей, или она •воплотила в себе три образа сразу, Гофман (арт. В. Васильев) — романтик и философ. На наших глазах происходит становление героя от наивного юноши, принявшего пустую молчаливость куклы за мечтательную задумчивость поэтического создания, до зрелого, способного стать вы ше житейских бурь мужчины, Бездушной куклой оказалась первая, по-юношески чистая любовь — Олимпия. Бессердечно насмеялась над искренним чувством про дажная Джульетта. Умирает, сгорев в не посильном для ее здоровья огне искусства, хрупкая и нежная Антония, ответившая на любовь поэта. И, наконец, последнее ис пытание: под руку с врагом Гофмана Линдорфом появляется Стелла. Ослепи тельно шикарная, с манящей заученной улыбкой (арт. Л, Макаровская). Суровая действительность наносит безжалостный удар по возвышенным мечтам. Грустным воспоминанием о несбывшихся грезах юно сти звучит антракт перед последной кар тиной. Он построен на теме баркароллы, которую исполняют в начале второго дей ствия Джульетта и ее подруга. Но там ме лодия имела другой смысл: роскошная ве нецианская ночь, на ложе в томной исто ме красиво и нежно поют куртизанки. Ка жется, неслышно покачиваясь на волнах, плывет гондола, увдекая героя в таин ственную прохладу дворца, где счастливо го избранника ждет великая радость люб ви... Но все обернулось величайшей ложью. И повторяющиеся теперь те же ор кестровые краски вступления к баркаролле воспринимаются по-иному. Словно близкий друг поэта хочет утешить его и медленно подыскивает слова, боясь нечаянно тронуть свежие раны. Но вот вступили скрипки: найдено нужное слово, раскрылась перед близким человеком раненая душа. Горе становится меньше, если им можно поде литься с другими. Раздвинулся занавес. В тихом безмолвии замерли друзья. Ор кестр сдержанно и тонко передает потря сение, испытанное героями во время рас сказа Гофмана... Но не сломлен поэт: с ним остается талант. И будут новые сказки, беспощадно разоблачающие мир подлости и обмана! Жизнерадостной, полной опти мизма песней заканчивается опера. V Сложная и противоречивая личность Ивана Грозного до сих пор вызывает споры историков. Дважды обратившись к этой эпохе (оперы «Псковитянка» и «Царская невеста»), Н. А. Римский-Корсаков сумел избежать крайностей и через трагедии личные показал трагедию социальную. Чем покорила Марфа царя и его опричника Грязного? Только ли необыкновенной кра сотою?.. Да, третья жена Ивана IV была действительно красива. О ее личности нам достоверно ничего неизвестно. Причины ее внезапной смерти навсегда остались нераз гаданными. Уже в наши дни вскрыли гроб ницу Марфы Собакиной, и перед изумлен ными исследователями предстала девушка необычайной красоты. Предстала, чтобы через короткие мгновения рассыпаться в 164 прах. Какой же увиделась царская невес та Римскому-Корсакову? Композитор соз дал нежный, поэтичнейший образ девуш ки, почти девочки, живущей в волшебном мире грез. Выросшая в заботе родительской и тепле, она совсем не ведает, какие кро вавые жестокости творятся вокруг. И та кую возвышенную душу схватила грубая, безжалостная рука и, разлучив с любимым женихом, забросила в мрачный, озлоблен ный мир царя Иваца, во дворец, где стены кричат от боли. Уже одной этой перемены было достаточно, чтобы погубить Марфу. И вовсе не от яда гибнет она. Профессио нальный отравитель Бомелий хорошо знал свое ремесло и точно выполнял приказ, В данном случае речь шла о болезни, а не о гибели человека. И «государев иноземный лекарь», сообразив, куда пошел его поро шок, знал, что делал, вызвавшись исцелить невесту царя. Следовательно, в самом об разе Марфы заложена возможность соци ального обличения, обличения мира жесто кости и насилия. Через всю оперу прохо дит тема грубой силы тьмы и тема света и нравственной чистоты. Стремительные звуки начала увертюры как бы переносят нас в эпоху 70-х годов XVI века, когда со бытия при царском дворе развивались с головокружительной быстротою, и было невозможно уследить за взлетом и падени ем государевых «любимцев». Канули в не бытие вчерашние «сильные» личности: Бас манов, Вяземский, Черкасский. На очереди были другие... Затем в таком же быстром темпе зазвучала тема мирной жизни, про текающей за пределами высоких каменных стен, и которая, к своему несчастью, ра но или поздно пересекается с самодержав ной волей. Снова появляется первая тема, оркестр гремит все громче и суровее, мощ ные раскаты потрясают зал, и вдруг все стихает. Волнующе нежная мелодия арии Марфы заканчивает увертюру.'Насилие на какой-то момент склонилось перед чистотой человеческой души. Мысль о том, что нравственная чистота есть сила, способная, пусть на короткий срок, пробудить искру добра даже в закостеневшем от жесто кости сердце (пробудить, подтолкнуть на добрый поступок, но не перевоспитать!) проходит через ряд опер Римского-Корса кова, Именно внутренняя красота Марфы пе ревернула душу Грязного, Ворваться ночью и выкрасть девушку, как он уже не раз делал раньше, в данном случае без жалостный опричник не может и не хочет. Ему нужна только любовь Марфы, То же произошло и с царем. Звучащая откровенным прославлением в первом акте народная мелодия в сцене с Марфой трансформируется в осторожные замираю щие шаги. Грозный владыка замер в изум лении. Но царь Иван остался царем Ива ном. Выбор невесты сделан, а сам он в итоге не изменяется. Поэтому вступление перед третьим действием снова строится на контрасте. Жестоко и сурово звучит тема славы. На смену ей приходит широ кая, раздольная мелодия — тема по-рус ски открытой, щедрой, хлебосольной семьи Собакиных: пути царя и Марфы пересек лись окончательно и бесповоротно.,, «Царскую невесту» в Новосибирске Зак ставил дважды. В 1949 г. для ее исполнения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2