Сибирские огни, 1987, № 7
же образа. Например, женские партии в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха. Кукла Олимпия. Красивая, с большими бездумны ми глазами и хрустально холодным голо сом у Г. Яковлевой. Голос Е. Дробот со храняет человеческую теплоту, что резко контрастирует со злым выражением лица. В первом случае на поэта могла подейст вовать внешность, во втором — голос. В обеих ролях показано главное — пустота, бездушие. Обольстительная куртизанка Джульетта у Ж. Козинцевой — цинично опустошена, у Л. Сизеневой — в какой-то степени героиня — жертва колдуна Дапер- тутто. Звучит грустная баркаролла: какие-то проблески утраченной чистоты и свежести души вдруг пробудились в глазах курти занки. Закончилась баркаролла, погасли искры светлых воспоминаний, но, быть мо жет, именно эти искры и заметил Гофман, пылким воображением нарисовавший воз вышенный образ, не имеющий ничего об щего с оригиналом. И третье воплощение возлюбленной поэта — певица Антония, трогательная и нежная. Думается, что исполнительнице этой партии Т. Зориной помогла предшествующая работа — роль Зои в опере «Горячий снег». Что роднит два, на первый взгляд, непохожих образа? Среди ужасов войны для бойцов батареи девушка-санинструктор стала символом возлюбленной, невесты, жены. IV По-разному выглядят дирижеры за пультом. Одни отчасти играют на публи ку: красивыми жестами и позами, другие беззаветно отдаются музыке — плачут, сме ются, переживают, не стесняясь выраже ния своих чувств. Исидор Аркадьевич Зак за пультом сдержан, спокоен, серьезен, как человек, безгранично уважающий му зыку, который с ней всегда на «Вы». Ис тинные переживания дирижера запрятаны глубоко вовнутрь. Жесты сильных рук ску пы, отчетливы, выразительны. Все подчи нено единой твердой воле. И все побеж дающая мощь, и грустная нежность, и фи лософские ' раздумья, и ирония — одинако во подвластны Заку. Но мне лично из все го многообразия его оркестра ближе лири ка. Возможно, потому, что впервые я уви дел и услышал Зака в «Аиде» и был по трясен волной нежности, прозвучавшей во вступлении к опере. И приходя на спек такли Исидора Аркадьевича, я с волне нием жду «его» лирики, которая много и много говорит о душевном мире героев. Вступление к опере Д. Верди «Травиа та». Вслушиваемся — и перед нами рас кроются горькие раздумья Виолетты. Пред ставьте себе: она сидит у зеркала, готовит ся к приему гостей, вглядывается в свое отражение, замечает нездоровый румянец, преждевременные морщины... Жизнь неот вратимо уходит, все лучшее проплывает стороной, а она — одна, одна, одна... И хо чется уткнуться головой в подушку и за рыдать. А надо — крепиться, притворяться веселой и счастливой. Вся прожитая жизнь проходит перед глазами Виолетты: и дет ство, которое теперь кажется сплошной сказочной идиллией (хотя, наверняка, оно не было сладким), и наивные мечты, и крушение надежд, разочарования, неуст роенность и одиночество, грусть по без возвратно ушедшим годам и силам. Быть может, на какой-то момент встали в памя ти восторженные глаза незнакомого юно ши. Встали, чтобы смениться пониманием того, что взгляд этих глаз тоже из области прекрасных грез, которые никогда не сбы ваются. ( Пройдет несколько мгновений, и Виолетта выйдет на сцену не только в пря мом, но и в переносном смысле: ей придет ся играть роль гостеприимной и безза ботной хозяйки шикарного дома. У каж дого душевно богатого человека бывают моменты, когда тот начинает вспоминать прошлое, сожалеть о сделанном и несде ланном, становится грустно и больно, по том наступает просветление: поделился сам с собою, и стало легче. Смолкли звуки увертюры, закончилась исповедь Виолет ты, наступил перелом в настроении, сверк нули глаза, откуда-то взялись новые силы, и вот уже роскошная красавица, как ни в чем не бывало, обворожительно и много обещающе улыбаясь, выходит к гостям. Есть среди спектаклей новосибирской оперы один, мимо которого незаслуженно прошли критики, — «Сельская честь» П. Масканьи. Постановщики: дирижер И. Зак, режиссер В. Багратуни, хормей стер В. Буслаев — выдвинули на первый план заложенную композитором демокра тическую идею: внутренний мир простых людей сложен и многогранен, сильные и большие чувства волнуют и их. К двум традиционным главным героям Туридду и Сантуцце — добавился третий: народ. Кра сочна и живописна толпа крестьян, у каж дого из них своя роль, свое место в спек такле. Проникновенно звучат хоры, один из которых, как правило, заканчивается под аплодисменты слушателей (случай, нечас тый в оперной практике!). Особое и важ ное место принадлежит короткому оркест ровому соло: антракту. Льется печальная, проникающая в глубину сердца мелодия. Быть может, это Сантуцца задумалась о своей нелегкой судьбе —покинутой, жду щей ребенка девушки. Или Туридду огля нулся на свою жизнь и понял: плохо, без думно он жил. Или загрустила в неясных предчувствиях мать Туридду? На тихой, нежной ноте смолк оркестр, и возникает мысль: простой крестьянин переживает не меньше, а, вероятно, глубже и тоньше, чем великосветские герои иных опер. Весной 1986 г. Зак поставил «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, произведение, отличающееся не только прекрасной, запо минающейся музыкой, но и сложным фи лософским содержанием. Зак видит в этой опере не отвлеченную фантазию, а про изведение, затрагивающее вопросы, имею щие общечеловеческое значение. «По сво ему объективному смыслу «Сказки Гоф мана» — опера лирико-трагическая, гово рящая о трагедийности человеческого су ществования»,— так формулирует дирижер свое отношение к идее оперы. Три рассказа поэта о своей любви — это глубокие раз думья о борьбе добра и зла, попытка ра зобраться, кем же на самом деле является возлюбленная Гофмана — певица Стелла: куклой, куртизанкой, одухотворенной певи 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2