Сибирские огни, 1987, № 7
театра, где проработает 20 лет, получив звание народного артиста РСФСР. Около десяти лет пел до прихода в ново сибирский театр Алексей Филиппович Кривченя, но именно здесь он впервые ис полнил партии Сусанина, Мефистофеля, Мельника, Бориса Годунова. В определен ной степени природные данные артиста, кстати, обладавшего редким драматиче ским даром, расходились со сложившимся стереотипом сценического образа царя Бо риса. Не было у первого новосибирского Годунова ни высокого роста, ни царствен ности в голосе. Поэтому выглядел он среди величественных, «породистых» бояр худо родным чужаком на троне, что усиливало тему политического одиночества Бориса. В этой же постановке Кривченя спел, и Вар лаама, партию, ставшую впоследствии ко ронной в его творчестве — ведущего со листа Большого театра, народного артиста СССР. Он снимется в этой роли в филь ме «Борис Годунов» как полноправный партнер Пирогова, Михайлова, Козлов ского, Нэлеппа, Ханаева. Когда прослав ленный болгарский бас Николай Гяуров начнет репетировать Варлаама, то в ка честве образца он возьмет работу Крив- чени. Любителей оперы ждал в «Борисе» 1948 года один сюрприз: князь Шуйский. Исполнитель этой партии Василий Иоси фович Сорочинский приехал в Новосибирск сложившимся мастером, более 10 лет про работавшим в Ленинграде, в том числе и в дни блокады. Прекрасные внешние дан ные, незаурядное актерское дарование, большой темперамент, тонкий вкус — все это принесло певцу большой успех у пуб лики, прощавшей ему природный недоста ток голоса — сильную вибрацию звука. Когда Сорочинский пел: «Люблю!»— он действительно любил. В подлинный триумф артиста превратился спектакль «Пиковая дама», прошедший за три года 87 раз. В сцене «В казарме» певец достигал вершин трагедии. И 30 лет спустя я не могу забыть неизгладимого впечатления: Сорочинский одними губами беззвучно шепчет: «Тройка! Семерка! Туз!.. Тройка! Семерка! Туз..» И вот такому артисту Зак поручил петь Шуйского. Можно, конечно, вспомнить, что в осуществленной тогда же постановке Большого театра эту партию исполнял дра матический тенор Н. С. Ханаев, певший в тоже время Германна, Хозе, Радамеса. По существу, оба театра решали одну и ту же задачу: показать, что Шуйский есть неза урядная личность, государственный дея тель, достойный соперник Бориса. Но внешность Ханаева, которому было около 60 лет, в костюме и гриме не вступала в противоречие с действительной внеш ностью князя. Портреты донесли до нас на редкость невзрачное лицо. А вот что писал о Шуйском современник: «Царь Василей возрастом мал, образом же нелепым, очи подслеповаты имея» (И. М. Катырев-Рос- товский). «Подогнать» на сцене под этот образ высокого красивого Сорочинского было невозможно. Но голос певца, то льстиво послушный, то обретавший власт ный металл, удивительно подходил к пуш кинской характеристике: «изменчивый, но смелый и лукавый». Именно сильным и смелым был Шуйский Сорочинского. Нако- 162 нец, внешний аристократизм хорошо , отте нял «непородистость» Бориса Кривченй. Еще неожиданнее было выступление Сорочинского в партии Бомелия («Царская невеста»). Мы привыкли видеть на сцене в роли заморского лекаря рыжих, нелепых уродов, способных оттолкнуть любую жен щину. А тут перед зрителем предстал кра савец, полный европейского лоска, перед которым, казалось, не должна устоять «ди кая московитка». И вкрадчивое: «Люба- ша» зазвучало с самоуверенностью при выкшего к победам покорителя сердец. Та кой Бомелий подчеркивал высокую нрав ственную чистоту Любаши, для которой отдаться без любви — означало обречь се бя на смерть. И когда исполнительница этой партии Л. В. Мясникова во всю мощь своего темперамента восклицала: «Тащи меня в свою конуру, немец!», то воприни- малось это не как брезгливость красавицы к уроду, православной к иноверцу, а как ве личайшая боль от надругательства, кото рое совершала Любаша сама над собой. Другими возможностями обладает ны нешний исполнитель роли Бомелия С. Вах, И Зак предложил ему иные краски. Значи тельная часть партии поется вполголоса, на пиано, которое у Ваха слышно во всех уголках зала (я это подчеркиваю специаль но, потому что искусством петь пиано в акустических условиях новосибирской опе ры так, чтобы звук долетал до слушателя, владеют очень немногие). И фразы: «Для девушки пригожей всегда на все готов я!», «Непродажен мой порошок», «Не трону! Только завтра все расскажу боярину Грязному!»— обретает характер зловещего змеиного шепота. Зримо встает отврати тельный облик ядовитой гадины, заползшей в поисках наживы на русскую землю. Образ становится исторически достоверным, ибо лекарь Бомелий не столько исцелял, сколь ко отравлял по указу царя. Возвращаясь к работе Зака с Сорочин ским, вспомним, что, ставя «Бориса» и «Аиду», дирижер не предлагал ему ролей Самозванца и Радамеса, хотя особым вы бором исполнителей театр не располагал. Понимая, что и Самозванец, и Радамес ле жат за пределами возможностей Сорочин ского, Зак берег его творческий авторитет. Позже, когда эти спектакли перешли к другим дирижерам, певец получил обе партии, создав работы значительно ниже того уровня, которого достигал ранее. Обратимся к спектаклям театра послед них лет. В опере А. Холминова «Горячий снег» партия генерала написана для баса. В новосибирском спектакле ее поет бари тон. Владимир Урбанович, певец, обладаю щий даром наполнить ' каждое слово мыслью, согреть чувством, оказался уди вительно на месте в этой роли — советско го командира, в котором мужество, полко водческий талант сочетаются с высоким гу манизмом, глубочайшей интеллигентностью. Другой несомненной удачей постановки стала работа молодого артиста А. Фокано- ва. Скромен и прост его герой — лейтенант Кузнецов, очень искренний и человечный, без громких фраз выполняющий свой долг перед Родиной. Учитывая индивидуальные особенности певцов, Зак создает в своих спектаклях разные оттенки толкований одного и того
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2