Сибирские огни, 1987, № 7

музыкальными руководителями, по разным — объективным и субъективным — причи­ нам снизился общий художественный уро­ вень оперных спектаклей. В довершение всего вскоре после возвращения Зака театр остался без главного режиссера. Трудности однако никогда не пугали Исидора Ар­ кадьевича. Уже первые его постановки за­ метно оживили творческую жизнь театра. Решился вопрос и с главным режиссером. В 1974 г. готовилась к постановке опера П. И. Чайковского «Орлеанская дева». По совету профессора А. Н. Киреева к работе был привлечен молодой режиссер из Ерева­ на В. В. Багратуни. Как позже вспоминал Ваагн Вачеевич, замысел Зака увлек его сразу. В короткие сроки родился спектакль, о котором ! будет написано в одной из французских газет: «Эта «Орлеанская де­ ва»... является значительным доказательст­ вом поиска того качества, которое... ставит этот спектакль в ряды лучшего, что доводи­ лось мне видеть». Так родился дуэт Зак — Багратуни, дуэт, осуществивший много впечатляющих само­ бытных работ. Постоянный репертуарный поиск приве­ дет к появлению в афише редко идущих «Манон Леско» Д. Пуччини, «Сказок Гоф­ мана» Ж- Оффенбаха. Впервые в Советском Союзе будет поставлена «Госпожа Бовари» Э. Бондевиля. Пропагандируя творчество советских авторов, Зак поставит «Алмаст» А. А. Спендиарова, «Июльское воскре­ сенье» В. И. Рубина. Немало помогли по­ становщики новосибирскому композитору Г. Н. Иванову, принесшему оперу «Реви­ зор». Партитура и либретто дорабатыва­ лись в театре. И появился интересный спек­ такль, сатирическое острие которого бьет не только по прошлому, но и по многим современным недостаткам. В то же время заново были поставлены и оперы традиционного репертуара: «Евге­ ний Онегин», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Садко», «Тоска», «Травиата». Список можно было бы продолжить. До­ бавлю, что дирижер принял участие и в постановках балетов: «Ромео и Джульет­ та» С. С. Прокофьева и «Гаянэ» А. И. Ха­ чатуряна. И право же, стоит сходить на эти балеты даже ради того, чтобы послу­ шать прекрасную музыку в талантливой интерпретации Зака. III Слушая оперу, мы восхищаемся голосами певцов, богатством интонаций, вырази­ тельностью исполнения, и обычно забыва­ ем, кто и как способствовал становлению артиста. В книгах и в аннотациях к плас­ тинкам можно прочесть о том, что певец А. окончил такую-то консерваторию по классу профессора Б. В итоге мимо наше­ го сознания (к сожалению, мимо сознания' иных певцов тоже) проходит важнейшее обстоятельство: певческие университеты далеко не закончились. Очень хорошо по этому поводу сказала народная артистка СССР М. П. Максакова: «...и для певца с окончанием консерватории учение только начинается. Вот почему важно, чтобы на всех этапах своего роста певец имел вдум-’ чивого и талантливого руководителя. В' оперном театре таким руководителем дол­ жен быть дирижер... Дирижер, претенду­ ющий на роль руководителя театра, дол­ жен быть именно оперным дирижером, эрудитом и знатоком пения. Он обязан знать, как направить развитие артиста». Исидор Аркадьевич Зак обладает этим крайне важным даром — умением разгля­ деть возможности певца, помочь ему рас­ крыться. В труппе новосибирской оперы, набранной к основанию театра, было не­ мало меццо-сопрано и баритонов со ста1 жем и опытом. Но чуткий глаз «главного» выделил двоих, совсем еще молодых. Всего несколькими партиями, спетыми в студии Ленинградской консерватории, исчислялся творческий багаж Лидии Мяс­ никовой. Правда, Любашу из «Царской не­ весты» она готовила с великим певцом И. В. Ершовым, но пела лишь с дирижера­ ми, которые были такими же студентами, как и она сама. Прослушав Мясникову, Исидор Аркадьевич сказал: «Она будет петь Кармен». Решение смелое, ибо к этой роли певицы обращаются, уже имея за пле­ чами не один год Сценической деятельно­ сти. С жаром взявшись за работу, артист­ ка быстро выучила партию. Теперь оста­ валась «мелочь»: сдать ее дирижеру. Пе­ вица еще не знала, что такое — сдать пар­ тию Заку, человеку, нетерпимому к малей­ шей неточности. И вот — кабинет главного. «Встаньте ко мне спиной!»— послышался строгий голос. Никаких спасительных кив­ ков и знаков от концертмейстера. Предсто­ ял сложнейший экзамен на профессиона­ лизм, где ошибки привели бы к потере пар­ тии. Но экзамен был сдан, и началась сложнейшая работа над фразой, нюанси­ ровкой, отделкой каждого звука. Мясни­ кова споет премьеру и затем на протяже­ нии нескольких лет выступит в этой роли, более 100 раз. После Кармен будут Поли­ на, Любаша, Амнерис, Марина Мнишек. Так росла и мужала первая сибирская на­ родная артистка СССР. Уже в 1946 году Зак предложил Мясниковой спеть графи­ ню в «Пиковой даме», но, как вспоминает певица, тогда ей трудно было почувство­ вать себя престарелой, офранцуженной аристократкой. Зато в следующем году ар­ тистка успешно выступила в партии ста­ рухи в опере М. Коваля «Севастопольцы». Горе русской женщины, потерявшей детей и внуков, оказалось близким певице, пере­ жившей бомбежки и эвакуацию. От стару­ хи потянулась цепочка к последующим ра­ ботам: Азучена («Трубадур» Д. Верди), дьячиха («Ее падчерица» Л. Яначека), Аксинья («В бурю» Т. Хренникова). Мясни­ ковой Зак разрешил то, чего не позволял де­ лать другим, менее музыкальным певицам. Он не дирижировал ей, когда она пела ро­ манс Полины, исполняющийся в сопровож­ дении фортепиано, а на некоторых спектак­ лях «Кармен» при исполнении «Сегидильи» опускал палочку, и артистка сама вела ор­ кестр. Прямо из Свердловской консерватории пришел в театр Михаил Киселев. С И. А. Заком он подготовил Эскамильо, Томско­ го, Демона, Амонасро, Грязного. Пройдет несколько лет. и Михаил Григорьевич Ки­ селев станет ведущим солистом Большого 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2