Сибирские огни, 1987, № 7

начиналась в предвоенные годы в Горьков­ ском театре оперы и балета, вспоминает о той поре: «Его (Зака) наука заключалась в скрупулезном анализе музыкальной дра­ матургии оперы... Сидя за клавиром «Ио­ ланты», мы искали смысл каждого такта, каждой музыкальной темы, ее оркестровой окраски. Ничего еще не конкретизирова­ лось, никаких выводов не делалось, просто отмечалось. Этот скрупулезный труд играл важную роль, так как уберегал от вуль­ гаризации и примитивного понимания му­ зыкальной логики, не допускал или, вер­ нее, не подпускал к опасной в опере тен­ денции иллюстрирования музыки... В сод­ ружестве с Исидором Аркадьевичем Заком я приобрел вкус к расширению репертуара и разгадыванию музыкально-драматических загадок, что, наверное, и есть главная сущ­ ность оперной режиссуры». Прочтешь эти строки, и воображение рисует маститого маэстро, десятки лет простоявшего за ди­ рижерским пультом. А «маэстро» тогда едва лишь отметил свое тридцатилетие и был старше своего «ученика» ровно на три года. Сегодня трудно перечислить всех «официальных» и «неофициальных» (а их гораздо больше) учеников И. А. Зака. В дни своего 75-летия он, например, полу­ чил телеграмму от дирижера Большого театра Ф. III. Мансурова: «Благодарю судьбу за встречу с Вами!» Когда-то в Ал­ ма-Ате он присутствовал на занятиях Зака в консерватории со студентами-вокалиста- ми, посещал его спектакли, потом получил право дирижировать некоторыми из них. Аналогичную помощь в свое время полу­ чил и нынешний главный дирижер Горьков­ ского театра оперы и балета В. В. Байков... Наконец, нужно добавить, что Исидор Аркадьевич обладает способностью не только слышать, но и видеть спектакль, или, как сказал главный режиссер новоси­ бирской оперы В. В. Багратуни: «Зак —ди­ рижер, мыслящий театральными образами». Следствием всего сказанного является при­ мечательный, но закономерный факт. Хотя в новосибирской опере не много ярких во­ кальных дарований, в целом ее профессио­ нальный уровень весьма высок. II Творческий дебют И. А. Зака состоялся в марте 1928 года в Ленинградском Но­ вом музыкальном театре. 19-летний студент последнего курса консерватории руководил постановкой оперы О. Николаи «Виндзор­ ские проказницы». Исполнительских тра­ диций в нашей стране это произведение не имело. Затем была работа в театрах Хабаровска, Владивостока, Куйбышева, Днепропетровска, Горького... В Хабаровске 22-летний музыкант, заменив заболевшего старшего товарища, на генеральной репе­ тиции впервые дирижировал одним из сложнейших оперных произведений — «Бо­ рисом Годуновым» М. П. Мусоргского. Заметное место в репертуаре Зака заняли только что тогда написанные сочинения советских композиторов: «Богдан Хмель­ ницкий» К. Данькевича, «Тихий Дон» И. Дзержинского, «Степан Разин» А. Кась­ янова... В годы войны пришлось дирижи­ 160 ровать и опереттой. «Сильва», например, совместно с Б. А. Покровским была постав­ лена в рекордные сроки: за 12 дней. 1944 год стал важной вехой в жизни Зака. Что привело его в Новосибирск? Ос­ новывать театр — всегда огромный труд. Делать это в условиях войны — труднее во много раз. Исидор Аркадьевич счел сво­ им патриотическим долгом внести вклад в развитие музыкальной жизни Сибири. И сегодня, анализируя спектакли первых лет жизни новосибирской оперы, нельзя не от­ метить, что в них было много интересного, практически в каждой постановке прояв­ лялись яркие индивидуальности певцов, опытных и молодЬіх. В «Иване Сусанине» —А. Ф. Кривченя (Сусанин), в «Кармен» —Л. В. Мясникова (Кармен), В. И. Соро­ чинский (Хозе), М. Г. Киселев (Эска- мильо), в «Пиковой даме» — В. И. Соро­ чинский (Германн), Л. В. Мясникова (По­ лина), М. Г. Киселев (Томский). Позже одна из записей спектакля ГАБТа «Пико­ вая дама» будет осуществлена с участием М. Киселева. В 1947 году Зак ставит одну из первых советских опер, посвященных Великой Отечественной войне,— «Севасто­ польцы» М. Коваля. И новыми' гранями сверкали таланты Кривчени и Мясниковой, создавших запоминающиеся образы герои­ ческих людей. Активно помогал И. А. Зак молодому композитору Игорю Морозову в заверше­ нии работы над партитурой балета «Доктор Айболит». Поставленный в Новосибирске в 1948 г., спектакль (балетмейстер М ." Ф. Моисеев) был удостоен Государственной премии СССР, а сам балет и поныне идет на подмостках страны. Прошло три года со дня открытия ново­ сибирского театра, и в его репертуар вошел «Борис Годунов», поставленный Заком сов­ местно с режиссером С. А. Малявиным. Творческие возможности молодого коллек­ тива вполне позволяли пойти на такой шаг. Прекрасным Борисом стал А. Ф. Кривченя. Интересные исполнители нашлись не толь­ ко для главных партий: Л. В. Мясникова (Мнишек), В. П. Арканов (Пимен), В. И. Сорочинский (Шуйский), А. П. Гелева (Варлаам), но и второстепенных: М. Г. Ки­ селев (Рангони), В. А. Соколовский (прис­ тав), Г. А. Кузнецов (Мисаил). Небезынте­ ресно, что через несколько лет А. П. Геле­ ва станет солистом Большого театра, дли­ тельное время будет петь там Варлаама и дважды примет участие в записи «Бориса Годунова» с разными составами исполни­ телей. Завершающей работой первого новоси­ бирского периода деятельности Зака стала «Царская невеста» Н. А. Римского-Корса­ кова. Об этой постановке будет сказано ниже. В 1949—1955 годах Зак работал в те­ атрах Львова и Алма-Аты, затем 13 лет был главным дирижером вновь основанно­ го Челябинского театра оперы и балета. Однако трудные и славные годы, отданные Новосибирску, навсегда остались в сердце. Вспоминался огромный зал, большие твор­ ческие возможности коллектива. И когда в 1968 г. последовало приглашение вернуть­ ся в Сибирь, оно было принято с чувством радости. К тому времени полностью обно­ вилась оперная труппа, появились новые привычки и традиции, заложенные другими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2