Сибирские огни, 1987, № 7
начиналась в предвоенные годы в Горьков ском театре оперы и балета, вспоминает о той поре: «Его (Зака) наука заключалась в скрупулезном анализе музыкальной дра матургии оперы... Сидя за клавиром «Ио ланты», мы искали смысл каждого такта, каждой музыкальной темы, ее оркестровой окраски. Ничего еще не конкретизирова лось, никаких выводов не делалось, просто отмечалось. Этот скрупулезный труд играл важную роль, так как уберегал от вуль гаризации и примитивного понимания му зыкальной логики, не допускал или, вер нее, не подпускал к опасной в опере тен денции иллюстрирования музыки... В сод ружестве с Исидором Аркадьевичем Заком я приобрел вкус к расширению репертуара и разгадыванию музыкально-драматических загадок, что, наверное, и есть главная сущ ность оперной режиссуры». Прочтешь эти строки, и воображение рисует маститого маэстро, десятки лет простоявшего за ди рижерским пультом. А «маэстро» тогда едва лишь отметил свое тридцатилетие и был старше своего «ученика» ровно на три года. Сегодня трудно перечислить всех «официальных» и «неофициальных» (а их гораздо больше) учеников И. А. Зака. В дни своего 75-летия он, например, полу чил телеграмму от дирижера Большого театра Ф. III. Мансурова: «Благодарю судьбу за встречу с Вами!» Когда-то в Ал ма-Ате он присутствовал на занятиях Зака в консерватории со студентами-вокалиста- ми, посещал его спектакли, потом получил право дирижировать некоторыми из них. Аналогичную помощь в свое время полу чил и нынешний главный дирижер Горьков ского театра оперы и балета В. В. Байков... Наконец, нужно добавить, что Исидор Аркадьевич обладает способностью не только слышать, но и видеть спектакль, или, как сказал главный режиссер новоси бирской оперы В. В. Багратуни: «Зак —ди рижер, мыслящий театральными образами». Следствием всего сказанного является при мечательный, но закономерный факт. Хотя в новосибирской опере не много ярких во кальных дарований, в целом ее профессио нальный уровень весьма высок. II Творческий дебют И. А. Зака состоялся в марте 1928 года в Ленинградском Но вом музыкальном театре. 19-летний студент последнего курса консерватории руководил постановкой оперы О. Николаи «Виндзор ские проказницы». Исполнительских тра диций в нашей стране это произведение не имело. Затем была работа в театрах Хабаровска, Владивостока, Куйбышева, Днепропетровска, Горького... В Хабаровске 22-летний музыкант, заменив заболевшего старшего товарища, на генеральной репе тиции впервые дирижировал одним из сложнейших оперных произведений — «Бо рисом Годуновым» М. П. Мусоргского. Заметное место в репертуаре Зака заняли только что тогда написанные сочинения советских композиторов: «Богдан Хмель ницкий» К. Данькевича, «Тихий Дон» И. Дзержинского, «Степан Разин» А. Кась янова... В годы войны пришлось дирижи 160 ровать и опереттой. «Сильва», например, совместно с Б. А. Покровским была постав лена в рекордные сроки: за 12 дней. 1944 год стал важной вехой в жизни Зака. Что привело его в Новосибирск? Ос новывать театр — всегда огромный труд. Делать это в условиях войны — труднее во много раз. Исидор Аркадьевич счел сво им патриотическим долгом внести вклад в развитие музыкальной жизни Сибири. И сегодня, анализируя спектакли первых лет жизни новосибирской оперы, нельзя не от метить, что в них было много интересного, практически в каждой постановке прояв лялись яркие индивидуальности певцов, опытных и молодЬіх. В «Иване Сусанине» —А. Ф. Кривченя (Сусанин), в «Кармен» —Л. В. Мясникова (Кармен), В. И. Соро чинский (Хозе), М. Г. Киселев (Эска- мильо), в «Пиковой даме» — В. И. Соро чинский (Германн), Л. В. Мясникова (По лина), М. Г. Киселев (Томский). Позже одна из записей спектакля ГАБТа «Пико вая дама» будет осуществлена с участием М. Киселева. В 1947 году Зак ставит одну из первых советских опер, посвященных Великой Отечественной войне,— «Севасто польцы» М. Коваля. И новыми' гранями сверкали таланты Кривчени и Мясниковой, создавших запоминающиеся образы герои ческих людей. Активно помогал И. А. Зак молодому композитору Игорю Морозову в заверше нии работы над партитурой балета «Доктор Айболит». Поставленный в Новосибирске в 1948 г., спектакль (балетмейстер М ." Ф. Моисеев) был удостоен Государственной премии СССР, а сам балет и поныне идет на подмостках страны. Прошло три года со дня открытия ново сибирского театра, и в его репертуар вошел «Борис Годунов», поставленный Заком сов местно с режиссером С. А. Малявиным. Творческие возможности молодого коллек тива вполне позволяли пойти на такой шаг. Прекрасным Борисом стал А. Ф. Кривченя. Интересные исполнители нашлись не толь ко для главных партий: Л. В. Мясникова (Мнишек), В. П. Арканов (Пимен), В. И. Сорочинский (Шуйский), А. П. Гелева (Варлаам), но и второстепенных: М. Г. Ки селев (Рангони), В. А. Соколовский (прис тав), Г. А. Кузнецов (Мисаил). Небезынте ресно, что через несколько лет А. П. Геле ва станет солистом Большого театра, дли тельное время будет петь там Варлаама и дважды примет участие в записи «Бориса Годунова» с разными составами исполни телей. Завершающей работой первого новоси бирского периода деятельности Зака стала «Царская невеста» Н. А. Римского-Корса кова. Об этой постановке будет сказано ниже. В 1949—1955 годах Зак работал в те атрах Львова и Алма-Аты, затем 13 лет был главным дирижером вновь основанно го Челябинского театра оперы и балета. Однако трудные и славные годы, отданные Новосибирску, навсегда остались в сердце. Вспоминался огромный зал, большие твор ческие возможности коллектива. И когда в 1968 г. последовало приглашение вернуть ся в Сибирь, оно было принято с чувством радости. К тому времени полностью обно вилась оперная труппа, появились новые привычки и традиции, заложенные другими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2