Сибирские огни, 1987, № 7

искусства В. КОСТИН «...СВЕЖЕСТЬ МУЗЫКИ-СВЕЖЕСТЬ ВЕСНЫ...» О сенью 1942 года, в разгар сражения за Сталинград Советское правитель­ ство принимает решение о возобнов­ лении прерванного войной строительства здания Новосибирского театра оперы и ба­ лета. А спустя полтора года началось фор­ мирование труппы. Со всей страны съез­ жались певцы, танцоры, музыканты. Ос­ новой хора и кордебалета стали участники художественной самодеятельности, с кото­ рыми проводились специальные занятия. Непросто было в те суровые годы созда­ вать театр, но задачи, поставленные Лред строителями здания и руководством вновь создаваемого коллектива, были выполнены. Открытие театра совпало с праздником Победы над фашизмом. 12 мая 1945 года впервые поднялся занавес на новосибир­ ской сцене. Переполненный зал слушал «Ивана Сусанина» М. И. Глинки. И как созвучно было настроению зрителей мощное: «Славься!» Победа наших далеких пред­ ков перекликалась с победой современ­ ников. Для любителей оперы первая афиша кажется теперь легендарной: дирижер И. Зак, режиссер Н. Фрид, художник К. Юон, Сусанин —А. Кривченя... Прошло сорок лет. 12 мая 1985 года в театре сос­ тоялась премьера оперы А. Холминова «Го­ рячий снег», посвященной героической Сталинградской битве. И за дирижерским пультом вновь стоял И. А. Зак. I Исидор Аркадьевич Зак родился в Одес­ се. Его музыкальные способности прояви­ лись рано: тринадцатилетнего мальчика принимают в Одесскую консерваторию в класс композитора В. А. Золотарева, уче­ ника Балакирева и Римского-Корсакова, ав­ тора одной из первых советских опер «Де­ кабристы». Закончил Зак образование в Ленинградской консерватории под руко­ 158 водством Н. А. Малько, дирижера с ми­ ровым именем, ученика Римского-Корсако­ ва. Словом, молодой музыкант получил очень сильную профессиональную подго­ товку, а традиции русской дирижерской школы и любовь к русской опере вошли в его плоть и кровь. Два имени заняли осо­ бое место в жизни дирижера: Римский-Кор­ саков и Чайковский. И в каком бы театре ни работал Зак, всегда в его репертуаре самое почетное место будут занимать про­ изведения этих композиторов. Зак поставил все законченные оперы Чайковского, кроме «Опричника», большинство опер Римского- Корсакова. Новосибирский театр сегодня единственный, где идет «Кащей Бессмерт­ ный», произведение, названное С. И. Тане­ евым гениальным. Афишу Большого театра Сибири в разные годы украшали редко идущие сочинения Чайковского: «Мазепа», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Ночь перед рождеством» Римского-Корсакова. До сих пор с глубочайшим сожалением говорит Исидор Аркадьевич о том, что так и не осуществил постановку двух величай­ ших шедевров русской музыки: «Пскови­ тянку» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Затаенные мечты разбивались о трезвый расчет: для полноценного воплощения этих произведе­ ний на необъятной новосибирской сцене требуется хор в 120 человек. За почти 60-летнюю деятельность Зака такая чис­ ленность певцов была в его распоряжении лишь в первые два года существования новосибирского театра, а уродовать гени­ альную музыку купюрами не в правилах взыскательного художника. От своих учителей Зак научился важней­ шему качеству. Крупный советский дири­ жер, народный артист СССР Б. Э. Хайкин писал: «...дирижер должен хорошо знать все смежные искусства, так как при поста­ новке опер его слово почти всегда оказы­ вается решающим. Необходимо, чтобы его мастерство, уменье выходили далеко за пределы. собственно дирижирования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2