Сибирские огни, 1987, № 7
искусства В. КОСТИН «...СВЕЖЕСТЬ МУЗЫКИ-СВЕЖЕСТЬ ВЕСНЫ...» О сенью 1942 года, в разгар сражения за Сталинград Советское правитель ство принимает решение о возобнов лении прерванного войной строительства здания Новосибирского театра оперы и ба лета. А спустя полтора года началось фор мирование труппы. Со всей страны съез жались певцы, танцоры, музыканты. Ос новой хора и кордебалета стали участники художественной самодеятельности, с кото рыми проводились специальные занятия. Непросто было в те суровые годы созда вать театр, но задачи, поставленные Лред строителями здания и руководством вновь создаваемого коллектива, были выполнены. Открытие театра совпало с праздником Победы над фашизмом. 12 мая 1945 года впервые поднялся занавес на новосибир ской сцене. Переполненный зал слушал «Ивана Сусанина» М. И. Глинки. И как созвучно было настроению зрителей мощное: «Славься!» Победа наших далеких пред ков перекликалась с победой современ ников. Для любителей оперы первая афиша кажется теперь легендарной: дирижер И. Зак, режиссер Н. Фрид, художник К. Юон, Сусанин —А. Кривченя... Прошло сорок лет. 12 мая 1985 года в театре сос тоялась премьера оперы А. Холминова «Го рячий снег», посвященной героической Сталинградской битве. И за дирижерским пультом вновь стоял И. А. Зак. I Исидор Аркадьевич Зак родился в Одес се. Его музыкальные способности прояви лись рано: тринадцатилетнего мальчика принимают в Одесскую консерваторию в класс композитора В. А. Золотарева, уче ника Балакирева и Римского-Корсакова, ав тора одной из первых советских опер «Де кабристы». Закончил Зак образование в Ленинградской консерватории под руко 158 водством Н. А. Малько, дирижера с ми ровым именем, ученика Римского-Корсако ва. Словом, молодой музыкант получил очень сильную профессиональную подго товку, а традиции русской дирижерской школы и любовь к русской опере вошли в его плоть и кровь. Два имени заняли осо бое место в жизни дирижера: Римский-Кор саков и Чайковский. И в каком бы театре ни работал Зак, всегда в его репертуаре самое почетное место будут занимать про изведения этих композиторов. Зак поставил все законченные оперы Чайковского, кроме «Опричника», большинство опер Римского- Корсакова. Новосибирский театр сегодня единственный, где идет «Кащей Бессмерт ный», произведение, названное С. И. Тане евым гениальным. Афишу Большого театра Сибири в разные годы украшали редко идущие сочинения Чайковского: «Мазепа», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Ночь перед рождеством» Римского-Корсакова. До сих пор с глубочайшим сожалением говорит Исидор Аркадьевич о том, что так и не осуществил постановку двух величай ших шедевров русской музыки: «Пскови тянку» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Затаенные мечты разбивались о трезвый расчет: для полноценного воплощения этих произведе ний на необъятной новосибирской сцене требуется хор в 120 человек. За почти 60-летнюю деятельность Зака такая чис ленность певцов была в его распоряжении лишь в первые два года существования новосибирского театра, а уродовать гени альную музыку купюрами не в правилах взыскательного художника. От своих учителей Зак научился важней шему качеству. Крупный советский дири жер, народный артист СССР Б. Э. Хайкин писал: «...дирижер должен хорошо знать все смежные искусства, так как при поста новке опер его слово почти всегда оказы вается решающим. Необходимо, чтобы его мастерство, уменье выходили далеко за пределы. собственно дирижирования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2