Сибирские огни, 1987, № 7

сравнительно недавнего трагического конф­ ликта академика Н. И. Вавилова с его не­ примиримым оппонентом — тоже академи­ ком— Т. Д. Лысенко... Энтузиаст-новатор против догматика — знающего, пробивного, упорнейшего. Трагедия таких людей обяза­ тельно отзывается на судьбах отечества: на каком-то этапе бывает, что верх берет не­ правый. Всесильное время, конечно, рассу­ дит и все по местам расставит. Но кто вер­ нет затраченные силы и средства, кто и когда восполнит урон, нанесенный государ­ ству? Да и восполнит ли? Мне очень по душе эти слова — защита государства в сфере хозяйственной деятель­ ности. Если хотите, это говорит о высокой нравственности Советской власти, когда в тяжелейшем 1921 году именно Совет Труда и Обороны (все-таки обороны, защиты!) принял постановление «О борьбе с засухой». В нем, кстати, указывалось, что главным мероприятием в борьбе с неурожаями долж­ но быть полезащитное л е с о р а з в е д е н и е и в о с с т а н о в л е н и е вырубленных ле­ сов. А с чего начались все беды Алея? Как вы помните, с вырубленных лесов в предгорьях. Но восстановление их в полном объеме не планируется и сейчас. Вырубать же продол­ жают. Вовсю! Забираясь все дальше в горы. ...В начале статьи я говорил о том, что за две поездки удалось проехать вдоль всего Алея, а также по трассам сооружения водо­ хозяйственного комплекса края. В общей сложности накрутился километраж, равный расстоянию от Новосибирска до Москвы. Обо всем увиденном делился мнением в райкомах партии и в райисполкомах. Итого­ вый долгий разговор состоялся в кабинете заместителя председателя краевого агро­ промышленного комитета Владимира Илла­ рионовича Бивалькевича в присутствии ру­ ководителей организаций, которые отвечают за водохозяйственный комплекс Алтая. Многое, как известно, легче познается в сравнении... Есть у сборщиков автомобилей такое выражение — «черный кузов». Термин этот бытует даже в специальной литературе. Не трудно представить, из чего формирует­ ся кузов автомобиля: капот, дверь, крыша, пол, багажник, боковины, лонжероны. Так, наверное? Все это и называется — «черный кузов», т. е. металлическое изделие, не ок­ рашенное, не укомплектованное различной фурнитурой. Собирается «черный кузов» главным образом с помощью точечной свар­ ки... Какая уж тут красота без «штукатур­ ки»? Рябой кавалер да и только! Вот примерно в таком обличье и предста­ ли передо мною многие объекты мелиора­ тивных строек даже там, где они числились по документам полностью завершенными. ...Совхоз «Димитровский» в Благовещен­ ском районе. Орошаемый участок Шимолин- ского отделения. Функционирует несколько лет. Наглядный пример того, как не надо заниматься орошением. В расшифровке эта запись должна выглядеть так: рельеф участ­ ка, видимо, был плохо изучен и спрофилиро­ ван, поэтому в ложбинах вода, на буграх сухо. Целыми островками — минерализация, окисление почвы. Местами, на удивление, уже разрушены трубы дренажа. Да, это не водопровод, «сработанный еще рабами Рима!..» По документам за совхо­ зом числится 280 гектаров орошения, а на деле — в четыре раза меньше. В целом же 154 по району только за счет вод Кулундинско- го канала орошается 800 гектаров. Отдача же искусственного дождевания пока в два с лишним раза меньше запланированной. ...Еще запись: «Новотроицкий массив.» Разработка 2-й очереди Родинского водо­ провода. Общее впечатление незавершенно­ сти. Контрольные задания по объектам не выполняются, а строители идут дальше, снимают «пенки», т. е. выполняют пока толь­ ко самую дорогостоящую работу... Надо ли расшифровывать это? ...Создается впечатление, что первыми и надежно «освоили» Кулундинский канал домохозяйки. Сегодня воскресенье. Почти на всем протяжении по обе стороны кана­ ла — машины. Сотни машин. Расторопные хозяйки раскинули на откосах ковры и по­ ловики, моют их со стиральным порошком. «Хозяева», поставив свой транспорт под уклон, старательно плещут на него из ведер. Пена и грязь сползают в канал... Недомыс­ лие? В Камне-на-Оби спрашиваю у председа­ теля исполкома народных депутатов Павла Андреевича Марковского, знает ли он об этом безобразии? — Отвечает за порядок на канале управ­ ление мелиорации и водного хозяйства,— говорит он, нетерпеливо поглядывая на часы. Я знаю, он торопится в Барнаул на сове­ щание. Но понимаю и чувствую — не в пер­ вый уже раз за эту поездку,— на меня с моими этими вопросами смотрят как на ис­ копаемое, невесть откуда свалившееся на головы занятых людей. И каждый раз испод­ воль отмечаю, что подобная позиция вызы­ вает глухое раздражение: о нравственности ли тут разводить балясы, когда горят пла­ ны по вводу... по молоку... по... Да мало ли почему могут они гореть!.. И потом: если бы тонны порошка этого стирального выбра­ сывались в канал, тогда другое дело. А так... коровий «комбайн» все перерабо­ тает! ...Алейская оросительная. Разработка 1-й очереди АОС. Дренаж закладывается на 2,5 — 3 метра (а проектная глубина — 4 метра). А «верховодка» — грунтовые воды подходят близко. Здесь уже было засолено 5 тысяч гектаров! Но урок, как видим, не пошел впрок. ...Гилевское водохранилище. Начало ию­ ля. У берегов вода «цветет»... Как раз тот самый случай, когда в моделирование при проектировании нужно было бы заложить ошибки, связанные с Новосибирским водо­ хранилищем... Поэтому история повторяет­ ся: и вода цветет, и откосы размываются, потому что плохо укреплены. Новосибир­ ское водохранилище за минувшие три де­ сятка лет «съело» сотни гектаров берега, «выкорчевало» в прибрежной зоне тысячи деревьев. В начальной стадии все это харак­ терно, к сожалению, и здесь — на Гилев- ском. Или вот такая запись: «Чарышский груп­ повой. Шипуновский район. Село Метели — и дальше вдоль водопровода... По проекту насосные станции должны строить с резер­ вуарами, но это не делается. Вместо резер­ вуаров— башни инженера Рожновского, они — «произведение» юга страны. Пять из семи повалились в первые же морозы... Водопровод работает пока не на полную мощность. Но воды в летнее время не хвата-:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2