Сибирские огни, 1987, № 7

повествования В. Двоеглазов, «Генерал совершенно не походил на лу­ бочных геров газетных очерков». Не походил прежде всего тем, что был далек от набившего оскомину благообразного положительного героя, являясь человеком далеко не однозначным: властным, жестким, до самодурства, порой, грубым, нетерпимым к чужим мнениям, с одной стороны, и «не всегда уверенным в себе, сомневающимся», искренне заботящимся о своих подопечных — с другой. Однако в какой бы ипо­ стаси ни проявлялся Генерал, читатель видит его неизменным в глав­ ном — кровном своем деле, которое с высочайшим профессиональным умением, без аффектации и шумихи, делает он всегда «честно и до­ стойно», тем самым завоевывая непререкаемый авторитет и прочное уважение. Отсюда вполне закономерным видится и название повести — «Что скажет Генерал?». Влияние Генерала на окружающих огромно, в том числе и духовное, нравственное, и, наверное, любой из многочисленных персонажей произведения вслед за героем-рассказчиком мог бы ска­ зать, прожив с ним все эти трудные месяцы: «И еще, мне кажется, что теперь любой свой поступок я буду соизмерять с тем, что видел на фон­ тане, и думать: что сказал бы на это Генерал?..» Наряду с Генералом, еще одной важной фигурой в повести являет­ ся герой-рассказчик —провинциальный журналист, прибывший на фон­ тан, чтобы написать очерк о героических пожарных. Журналист (Ва­ дим Петрович) важен не просто как художественнообразующий стер­ жень, через которого проходят все линии повествования и композици­ онно строится вещь. Образ этот, чувствуется, чрезвычайно близок и самому автору: через него он не только знакомит читателя с жизнью и деятельностью фонтанщиков, но и высказывает какие-то собственные наблюдения над жизнью, литературой, журналистикой, говорит о на­ болевшем. Причем через эти размышления и наблюдения отчетливо проступает и образ самого Вадима Петровича — представителя поко­ ления, родившегося сразу после войны и прошедшего по-своему суро­ вую школу. Между ним и фронтовым поколением Генерала протянута прочная преемственная связь. А объединяет их прежде всего честность, стрем­ ление все делать по правде и совести. Собственно, по этой-то причине так и не был написан Вадимом Петровичем очерк. Наверное, можно было бы выдать нечто этакое привычное «романтическо-героическое», но та реальность, с которой журналист столкнулся на фонтане, бок о бок работая с людьми самой высокой пробы, не позволяла ему приукра­ сить, сфальшивить. Другое дело, что для отображения виденного соб­ ственного творческого багажа Вадиму Петровичу оказалось недоста­ точно; ему еще предстояло найти нужную тональность. Впрочем, автор повести «Что скажет Генерал?» свою тональность нашел и нашел, пожалуй, удачно. Во всяком случае, от начала и до конца ему веришь, сопереживаешь, проникаешься глубоким уважением к людям, о которых он рассказывает. А это ли не мера подлинной худо­ жественности, не признак настоящей литературы? Владимиром Двоеглазовым за не очень долгую жизнь написано не­ много, но правдивые, предельно честные и искренние книги его, посвя­ щенные людям, сильным духом, думается, не порастут «травой забве­ ния», а будут активно работать на формирование все новых поколений нашего социалистического общества. Алексей ГОРШЕНИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2