Сибирские огни, 1987, № 7
повествования В. Двоеглазов, «Генерал совершенно не походил на лу бочных геров газетных очерков». Не походил прежде всего тем, что был далек от набившего оскомину благообразного положительного героя, являясь человеком далеко не однозначным: властным, жестким, до самодурства, порой, грубым, нетерпимым к чужим мнениям, с одной стороны, и «не всегда уверенным в себе, сомневающимся», искренне заботящимся о своих подопечных — с другой. Однако в какой бы ипо стаси ни проявлялся Генерал, читатель видит его неизменным в глав ном — кровном своем деле, которое с высочайшим профессиональным умением, без аффектации и шумихи, делает он всегда «честно и до стойно», тем самым завоевывая непререкаемый авторитет и прочное уважение. Отсюда вполне закономерным видится и название повести — «Что скажет Генерал?». Влияние Генерала на окружающих огромно, в том числе и духовное, нравственное, и, наверное, любой из многочисленных персонажей произведения вслед за героем-рассказчиком мог бы ска зать, прожив с ним все эти трудные месяцы: «И еще, мне кажется, что теперь любой свой поступок я буду соизмерять с тем, что видел на фон тане, и думать: что сказал бы на это Генерал?..» Наряду с Генералом, еще одной важной фигурой в повести являет ся герой-рассказчик —провинциальный журналист, прибывший на фон тан, чтобы написать очерк о героических пожарных. Журналист (Ва дим Петрович) важен не просто как художественнообразующий стер жень, через которого проходят все линии повествования и композици онно строится вещь. Образ этот, чувствуется, чрезвычайно близок и самому автору: через него он не только знакомит читателя с жизнью и деятельностью фонтанщиков, но и высказывает какие-то собственные наблюдения над жизнью, литературой, журналистикой, говорит о на болевшем. Причем через эти размышления и наблюдения отчетливо проступает и образ самого Вадима Петровича — представителя поко ления, родившегося сразу после войны и прошедшего по-своему суро вую школу. Между ним и фронтовым поколением Генерала протянута прочная преемственная связь. А объединяет их прежде всего честность, стрем ление все делать по правде и совести. Собственно, по этой-то причине так и не был написан Вадимом Петровичем очерк. Наверное, можно было бы выдать нечто этакое привычное «романтическо-героическое», но та реальность, с которой журналист столкнулся на фонтане, бок о бок работая с людьми самой высокой пробы, не позволяла ему приукра сить, сфальшивить. Другое дело, что для отображения виденного соб ственного творческого багажа Вадиму Петровичу оказалось недоста точно; ему еще предстояло найти нужную тональность. Впрочем, автор повести «Что скажет Генерал?» свою тональность нашел и нашел, пожалуй, удачно. Во всяком случае, от начала и до конца ему веришь, сопереживаешь, проникаешься глубоким уважением к людям, о которых он рассказывает. А это ли не мера подлинной худо жественности, не признак настоящей литературы? Владимиром Двоеглазовым за не очень долгую жизнь написано не много, но правдивые, предельно честные и искренние книги его, посвя щенные людям, сильным духом, думается, не порастут «травой забве ния», а будут активно работать на формирование все новых поколений нашего социалистического общества. Алексей ГОРШЕНИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2