Сибирские огни, 1987, № 7
самой повседневности органов правопорядка писатель умел зорко раз глядеть непрекращающуюся борьбу жизненных позиций, мнений, миро восприятий, отношений к делу, увидеть характеры в их психологической и духовной сложности. Забота о максимально точном и достоверном раскрытии характера была особой заботой В. Двоеглазова, в чем убеждаемся уже в первой его повести. Этим, кстати, автор «Ищу комиссара» принципиально от личается от беллетристов, пишущих «под А. Хейли» (И. Штемлера, например), хотя в чем-то —в фактографической точности, пристрастии к подробностям, глубоком проникновении в плоть изображаемого пред мета— манера знаменитого американского писателя В. Двоеглазову 'и близка, и достаточно плодотворно он ею пользуется. Впрочем, повто ряю, на первом плане в произведениях В. Двоеглазова характеры и пси хология людей, их населяющих. Вот сильный и ловкий, наделенный природным талантом сыщика, лейтенант Шабалин, полагающийся, однако, лишь на чутье, профес сиональную интуицию и натиск, скептически относящийся к духовной субстанции, к нравственной стороне своего дела. Вот его антипод — душевно отзывчивый, интеллигентный капитан Проводников, чем-то напоминающий Цветкова. А между ними — разнозаряженными полю сами —учась у обоих, впитывая не только технологические тонкости профессии, но и ее нравственно-этическую сущность — главный герой романа «Ищу комиссара», стажер Редозубов. Жизненно-убедительны и представители преступного мира, среди которых выделяется «вор в за коне» Васька Лидер — личность незаурядная, колоритная и по-своему трагическая: став в конце войны, будучи беспризорным мальчишкой, на преступный путь, он так и не смог свернуть с него, хотя и прекрас но осознавал всю его гибельность... С романом «Ищу комиссара» пришел к В. Двоеглазову настоящий читательский успех. Вероятно, другому литератору милицейской темы с ее остротой и занимательностью, да еще в том глубинно-аналитическом аспекте, ко торый так удачно выбрал В. Двоеглазов, хватило бы на всю творче скую жизнь. Однако автор «Отдельного поручения» и «Ищу комисса ра» вдруг круто меняет курс: новая его повесть —о представителях совсем иной профессии, о фонтанщиках, ликвидирующих пожары на нефтяных и газовых скважинах. Впрочем, так ли уж неожиданно круто? Вспомним —выпускник лит института В. Двоеглазов ехал в Сибирь, чтобы писать о нефтяниках. И вот, спустя более десятка лет, писатель вернулся к осуществлению давнего замысла. Вернулся уже на новом витке жизненного и литера турного опыта со сложившейся системой идейно-эстетических ценностей и творческих принципов, которые в общем виде можно сформулиро вать примерно следующим образом: говорить правду, одну только правду, рассказывать только о том, что видел своими глазами, что знаешь из первых рук, показывать героическое через будничное. На принципах этих, как мы видели, построены и предыдущие произведения писателя; с еще большей последовательностью они реализуются в по вести «Что скажет Генерал?». Сказывается это хотя бы в том, что, прежде чем написать эту повесть, В. Двоеглазов сменил форму капитана милиции на пожарное об мундирование и немалое время бок о бок потрудился со своими героя ми, людьми «огненной» профессии, съел с ними, как говорится, не один пуд соли. Сказывается и в другом. Ведь, что греха таить, современная лите ратура выработала у читателя, и особенно у читателя «европейского», определенный стереотип Сибири и ее обитателей —стереотип этакого рекламно-туристического, лубочного толка с лютоморозными страстя ми, таежной дичинкой, эффектными ЧП из-за коварной стихии, кар тинным, под стать им, героизмом или, иначе говоря, со всеми теми не пременными атрибутами-штампами, которые серъезйый; взыскательный а к отр лзноцп ээдод мэт тоге тЯвтш 141 •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2