Сибирские огни, 1987, № 7
ной, черновой милицейской работой. Но именно эту, не особенно впеча тляющую сторону жизнедеятельности органов правопорядка и стремил ся вывести на первый план В. Двоеглазов, что хорошо видно уже в его повести-дебюте «Отдельное поручение». Ее герои —участковый инспектор Цветков и следователь Ледзин- ская командированы в отдаленный сплавучасток «по факту хулиган ских действий». Непогода надолго задерживает вылет, и, когда нако нец, с попутным вертолетом они попадают на место, оказывается, что сплавщики успели перебазироваться. В условиях наступающей зимы молодые сотрудники милиции встали перед нелегкой задачей — как выбраться из заброшенного поселка, от которого не одна сотня кило метров до жилья? Дело, к тому же, осложняется встречей на их пути браконьеров... Однако при всей сюжетной напряженности и остроте повесть эта держится не на сплетениях хитроумной интриги. Писатель озабочен другим: показать, насколько трудной и тяжелой может быть рядовая работа рядового сотрудника милиции, каких физических и моральных сил она от него требует. И в этом плане герои «Отдельного поручения» мало схожи с привыч ным образом сыщика-супермена, не ведающего страха и сомнений, так распространенного в детективной литературе. Я уж не говорю о Лед- зинской —молодой, готовящейся стать матерью, женщине, волею слу жебных обстоятельств оказавшейся в глухом таежном углу. Даже му жественный, волевой Цветков при внешней близости к традиционному образу все-таки далек от него. Хотя бы потому, что свойственно ему глубоко задумываться о жизни, сомневаться в себе, самом больше, чем в других, «думать обо всех лучше, чем они есть». А это, согласим ся, не очень-то вписывается в привычную схему. Как не вписывается и «хрупкая нервная система» младшего лейтенанта Цветкова, который «принимал все близко к сердцу», что, кстати, и стоило ему жизни: не в перестрелке, не от бандитского ножа —от инфаркта, сраженный нече ловеческим нервным напряжением, выпавшим на его долю во время их невольной одиссеи, умирает он. Однако именно благодаря такого рода «отступлениям» от сложившегося стереотипа образы Цветкова и Лед- зинской стали полнокровно-живыми, близкими, и не натужно-ходульны ми, а истинно-героичными. Несмотря на переплетение сразу нескольких детективных линий (кража мехов из районной заготконторы, пропажа из квартиры дорого го магнитофона, побег из мест заключения матерого рецидивиста, странное поведение поднадзорной по кличке «Лепесток»), в еще боль шей степени недетектив роман В. Двоеглазова «Ищу комиссара», по явившийся вслед за «Отдельным поручением». Скорее это добротный «производственный» роман из милицейской жизни. Круг забот вполне типичного райотдела милиции, где, наряду со специфическими, немало общих для любого учреждения проблем, и составляет основное содер жание произведения. Скрупулезно вникая в тонкости службы в различных подразделе ниях милиции, В. Двоеглазов не только обнаруживает блестящее зна ние материала, что уже само по себе внушает доверие к автору, но и умение воплотить это знание в художественную форму. Будучи'педан тично-точным в деталях, автор тем не менее не занимается нудным описательством, фиксированием и нагнетанием «технологических» под робностей производственного процесса (а деятельность райотдела представлена в романе именно как функционирование сложного про изводственного механизма)—очень естественно, незаметно входят они в художественную ткань повествования. Вообще, надо сказать, арсенал изобразительных средств у автора достаточно разнообразен; еще и поэтому без особого труда ему удает ся легко входить в контакт с читателем, заставляя его не только за чрезвычайными пррисшествиями,, но и за буднями милиции следить с неослабевающим интересом. Контакт этот тем более прочен, что и в 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2