Сибирские огни, 1987, № 7

гда трепещут перепонки, присел для отдыха там, где нечем дышать, где нельзя находиться без защиты воды! Вот эта труба на площадке — и есть пенсионерская доминошная скамейка для Генерала, изуродо­ ванного войной и его необыкновенной работой. И все эти укрощенные и работающие теперь скважины — памятники Генералу. Пусть они работают долго. ...Интересно, кто теперь поселится в этой квартире?.. Наверное, по­ думает: вот книг было у человека!.. А у меня: томик стихов Пушкина и «Война и мир», без которых я не могу обходиться. Где уж мне, бро­ дяге, обзаводиться книгами. Но я всегда мечтал о собственной библио­ теке, не скрою, черную зависть испытываю к людям, у которых она есть, и здесь я построил эти полки, чтобы хоть мысленно расставить на нйх книги, которые хотел бы иметь. Глупость, конечно, блажь, но меня она согревала. Вот и все. Завтра иду в агентство заказывать билет. Прощай... На этом кончаются, вернее, обрываются записки журналиста, по­ тому что последняя фраза не дописана. С кем хотел попрощаться автор этих записок? С Генералом? Велшкжаниным? Фонтаном?.. Или с Лари­ сой?.. Мы этого никогда не узнаем. ПОСЛЕСЛОВИЕ Автора этой повести уже нет с нами. Он прожил недолгую (1946— 1986), но интересную и насыщенную жизнь, значительная часть кото­ рой была отдана Тюменскому Северу. При жизни Владимир Петрович Двоеглазов успел опубликовать две крупные художественные вещи: повесть «Отдельное поручение», впервые напечатанную в 1974 году в журнале «Советская милиция» (отдельным изданием вышла в Западно-Сибирском книжном издатель­ стве в 1982 году), и роман «Ищу комиссара», увидевший свет в 1980 году на страницах шестогб и седьмого номеров «Сибирских огней». Самобытность, оригинальность обоих произведений сразу же при­ влекли читательское внимание и убедительно свидетельствовали о не­ заурядном даровании их автора. Не случайно повесть «Отдельное по­ ручение» была отмечена премией Всесоюзного конкурса Союза писате­ лей СССР и МВД на лучшее произведение о советской милиции. Да и милицейская тема в творчестве В. Двоеглазова не случайна. Она естественным образом исходит из его собственного жизненного опыта, как, впрочем, и все им написанное. И слова Г. Мелвилла, пред­ посланные в качестве эпиграфа повести «Что скажет Генерал?», с пол^- ным основанием можно отнести ко всему творчеству писателя, который вслед за автором «Моби Дика» по поводу каждого из своих произведе­ ний мог бы сказать: «Я знаю, что это правда, это случилось на нашей планете, я был на том судне, я встречал тех матросов...» В свое время выпускник Литературного института имени А. М. Горь­ кого приехал в г. Ханты-Мансийск, чтобы написать о сибирских нефтя­ никах, но судьба сложилась так, что будущий писатель оказался в ор­ ганах правопорядка, где и прослужил более десятка лет в различных подразделениях милиции, получив прекрасную ^возможность изнутри познать этот сложный и, несмотря на обильный поток детективного чтива, в общем-то, малоисследованный мир. В самом деле, с чем обычно встречаемся мы в литературе о работ­ никах милиции?. С процессом расследования, причинами и мотивами Преступления и ,уж почти не. сталкиваемся с малозаметной повседнев­ 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2