Сибирские огни, 1987, № 6
сокровища ищет автор и приглашает чи тателя искать их и сохранять? В книге идет речь о сокровищах, имею щих непреходящее значение, — сплав опыта, мудрости, поэзии нашего народа. Книга написана на материалах преи мущественно Новосибирской области, но автчр затронул в ней такие проблемы, которые имеют общерусское, националь ное, значение. Здесь охвачены разные стороны нашей жизни, казалось бы отно сящиеся к духовной сфере, но во многом влияющие на материальную. Автор гово рит об опыте народа, о его знаниях, об ушедших обрядах и обычаях, о глубокой мудрости земледельцев, сконцентрирован ной в фольклоре, о народной песне, об отношении к ней разных слоев населения, о живой памяти народа. Известно, что в золотых россыпях фольклора хранятся зачатки философии, науки, искусства. И об этом автор стре мится поведать своему вдумчивому чита телю. «Словом фольклор, — определял М. Горький, — наименована вся совокуп ность знаний трудового народа, извлечен ная им из его трудового опыта. Это зна ния, накопленные долговечной работой пастухов, звероловов, пахарей, кузнецов, гончаров, пчеловодов, рыбаков, плотни ков и прочих древних основоположников культуры. Знание это задолго до изобре тения письменности было словесно орга низовано в форме пословиц, поговорок, легенд, сказок, былин, преданий». Эту мудрость и знания, накопленные трудом и опытом многих поколений, пока зывает нам на основе своих исследований и автор рассматриваемой книги. Если ли тература — учебник жизни, то фольклор — энциклопедия старинного человеческо го опыта. Русские крестьяне Сибири, а именно они являются основными носителями фольклора, открыли за четыреста лет своего проживания в новых климати ческих и природных условиях ряд ценных примет, отражающих местные условия, в результате наблюдений за при родными явлениями пополнили знания, накопленные русским народом в европей ской части страны. У крестьянина все бы ло заранее запримечено: когда сеять, ког да жать, когда скирды метать. Но в не далеком прошлом многие хозяйственные руководители пытались выправить народ ный опыт, знания местных условий из своей практики, чему во многом способ ствовали волюнтаризм, и комчванство «высокого» начальства, и робкая молча ливость науки. Автор это испытал в свое время на собственном горьком опы те. Нелегко далась ему работа в долж ности директора МТС в течение целого десятилетия. Осложнялась она тем, что М. Н. Мельников вел земледельческую практику по народным рецептам, на ос нове многолетних наблюдений местных жителей, что шло вразрез со спускаемыми «сверху» инструкциями и указаниями. Те перь, к счастью, многим стало ясно, что поднимать наше сельское хозяйство не мыслимо без учета всего положительного опыта, накопленного нашими предками в течение веков. М. Н. Мельников в своих записках-раз 174 думьях фольклориста по-пражданскв остро ставит вопросы, касающиеся разви тия нашего современного общества.. В этом актуальность его труда. Чересчур много наболевшего выплеснулось на страницы этой небольшой по объему книжки. Народу, думающему о своем дальнейшем развитии, о своем этническом своеобразии, о своей самобытности, о сво ей коренной культуре, нельзя отмахнуть ся от проблем, поднятых исследователем на региональном материале. Весь пафос книги в неподдельной любви к народу-поильцу, кормильцу и защитнику родной земли, хранителю сокровищ духов ной красоты. Уж очень давно фольклористы так любовно не писали о народе, о его чаяниях и надеждах, быте и духовном по тенциале. «Не любить своего народа не возможно,— говорил в свое время Н. Г. Чернышевский.—■ Посвящать свою жизнь собиранию народных песен — прекрасный подвиг...» Но М. Н. Мельников собирает не только песни. Диапазон его исследований широк. Он изучает устное народное творче ство во всем объеме его бытования: песни, пословицы, поговорки, похоронные причи тания, заговоры, загадки, былички и пре дания, легенды и сказки — все находится в поле его зрения. И все «преданья старины глубокой» он связывает с современным бы том, рассматривает через призму совре менности, старается наладить связь времен, чтобы она в различных сферах человече ского бытия никогда не прерывалась. И все-таки любимый жанр автора — песня. Один из лучших очерков так и наз ван: «Человек и песня». Озабоченность современным состоянием нашей песенной и музыкальной культуры красной нитью проходит через всю книгу, но наиболее кон центрированно, эмоционально и убедитель но мысли об утрате наших народных пе сенных сокровищ выражены в названной главе. Но, поднимая эти проблемы, автор мало говорит о путях выхода из этой си туации; он лишь показывает всю опасность забвения народных традиций, утраты на циональной культуры и призывает читателя подумать над тем, куда мы идем и что мы теряем. Подумать и сообща браться за исправление всех промахов и ошибок в де ле музыкального воспитания молодежи, возродить утраченные традиции, сберечь то, что еще сохранилось, донести националь ную самобытность до потомков. Книга ярко высвечивает теневые совре менные тенденции, те тупиковые точки, до которых дошла песня в своем бытовании. В ней показано много негативных фактов, которые не могут не беспокоить всех чест ных людей. И автор бьет во все колокола. Призывает людей отрешиться от мелочного и мелкого, очиститься духовно. Начать свое возрождение с песни. Н. М. Мельников наметил много задач, которые нам надо безотлагательно решать, поставил много вопросов, которые ждут скорых ответов. Книга эта — крик души совестливого и обеспокоенного человека. И мы надеемся, что этот крик не может ос таться без отклика тех, кому дорого наше прошедшее и будущее. Истинным патрио там свойственно гражданское беспокойст во состоянием дел в нашем сельском хо зяйстве, в нашей педагогике, в нашей культуре, в нашей нравственности,.. Эта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2