Сибирские огни, 1987, № 6

сокровища ищет автор и приглашает чи­ тателя искать их и сохранять? В книге идет речь о сокровищах, имею­ щих непреходящее значение, — сплав опыта, мудрости, поэзии нашего народа. Книга написана на материалах преи­ мущественно Новосибирской области, но автчр затронул в ней такие проблемы, которые имеют общерусское, националь­ ное, значение. Здесь охвачены разные стороны нашей жизни, казалось бы отно­ сящиеся к духовной сфере, но во многом влияющие на материальную. Автор гово­ рит об опыте народа, о его знаниях, об ушедших обрядах и обычаях, о глубокой мудрости земледельцев, сконцентрирован­ ной в фольклоре, о народной песне, об отношении к ней разных слоев населения, о живой памяти народа. Известно, что в золотых россыпях фольклора хранятся зачатки философии, науки, искусства. И об этом автор стре­ мится поведать своему вдумчивому чита­ телю. «Словом фольклор, — определял М. Горький, — наименована вся совокуп­ ность знаний трудового народа, извлечен­ ная им из его трудового опыта. Это зна­ ния, накопленные долговечной работой пастухов, звероловов, пахарей, кузнецов, гончаров, пчеловодов, рыбаков, плотни­ ков и прочих древних основоположников культуры. Знание это задолго до изобре­ тения письменности было словесно орга­ низовано в форме пословиц, поговорок, легенд, сказок, былин, преданий». Эту мудрость и знания, накопленные трудом и опытом многих поколений, пока­ зывает нам на основе своих исследований и автор рассматриваемой книги. Если ли­ тература — учебник жизни, то фольклор — энциклопедия старинного человеческо­ го опыта. Русские крестьяне Сибири, а именно они являются основными носителями фольклора, открыли за четыреста лет своего проживания в новых климати­ ческих и природных условиях ряд ценных примет, отражающих местные условия, в результате наблюдений за при­ родными явлениями пополнили знания, накопленные русским народом в европей­ ской части страны. У крестьянина все бы­ ло заранее запримечено: когда сеять, ког­ да жать, когда скирды метать. Но в не­ далеком прошлом многие хозяйственные руководители пытались выправить народ­ ный опыт, знания местных условий из своей практики, чему во многом способ­ ствовали волюнтаризм, и комчванство «высокого» начальства, и робкая молча­ ливость науки. Автор это испытал в свое время на собственном горьком опы­ те. Нелегко далась ему работа в долж­ ности директора МТС в течение целого десятилетия. Осложнялась она тем, что М. Н. Мельников вел земледельческую практику по народным рецептам, на ос­ нове многолетних наблюдений местных жителей, что шло вразрез со спускаемыми «сверху» инструкциями и указаниями. Те­ перь, к счастью, многим стало ясно, что поднимать наше сельское хозяйство не­ мыслимо без учета всего положительного опыта, накопленного нашими предками в течение веков. М. Н. Мельников в своих записках-раз­ 174 думьях фольклориста по-пражданскв остро ставит вопросы, касающиеся разви­ тия нашего современного общества.. В этом актуальность его труда. Чересчур много наболевшего выплеснулось на страницы этой небольшой по объему книжки. Народу, думающему о своем дальнейшем развитии, о своем этническом своеобразии, о своей самобытности, о сво­ ей коренной культуре, нельзя отмахнуть­ ся от проблем, поднятых исследователем на региональном материале. Весь пафос книги в неподдельной любви к народу-поильцу, кормильцу и защитнику родной земли, хранителю сокровищ духов­ ной красоты. Уж очень давно фольклористы так любовно не писали о народе, о его чаяниях и надеждах, быте и духовном по­ тенциале. «Не любить своего народа не­ возможно,— говорил в свое время Н. Г. Чернышевский.—■ Посвящать свою жизнь собиранию народных песен — прекрасный подвиг...» Но М. Н. Мельников собирает не только песни. Диапазон его исследований широк. Он изучает устное народное творче­ ство во всем объеме его бытования: песни, пословицы, поговорки, похоронные причи­ тания, заговоры, загадки, былички и пре­ дания, легенды и сказки — все находится в поле его зрения. И все «преданья старины глубокой» он связывает с современным бы­ том, рассматривает через призму совре­ менности, старается наладить связь времен, чтобы она в различных сферах человече­ ского бытия никогда не прерывалась. И все-таки любимый жанр автора — песня. Один из лучших очерков так и наз­ ван: «Человек и песня». Озабоченность современным состоянием нашей песенной и музыкальной культуры красной нитью проходит через всю книгу, но наиболее кон­ центрированно, эмоционально и убедитель­ но мысли об утрате наших народных пе­ сенных сокровищ выражены в названной главе. Но, поднимая эти проблемы, автор мало говорит о путях выхода из этой си­ туации; он лишь показывает всю опасность забвения народных традиций, утраты на­ циональной культуры и призывает читателя подумать над тем, куда мы идем и что мы теряем. Подумать и сообща браться за исправление всех промахов и ошибок в де­ ле музыкального воспитания молодежи, возродить утраченные традиции, сберечь то, что еще сохранилось, донести националь­ ную самобытность до потомков. Книга ярко высвечивает теневые совре­ менные тенденции, те тупиковые точки, до которых дошла песня в своем бытовании. В ней показано много негативных фактов, которые не могут не беспокоить всех чест­ ных людей. И автор бьет во все колокола. Призывает людей отрешиться от мелочного и мелкого, очиститься духовно. Начать свое возрождение с песни. Н. М. Мельников наметил много задач, которые нам надо безотлагательно решать, поставил много вопросов, которые ждут скорых ответов. Книга эта — крик души совестливого и обеспокоенного человека. И мы надеемся, что этот крик не может ос­ таться без отклика тех, кому дорого наше прошедшее и будущее. Истинным патрио­ там свойственно гражданское беспокойст­ во состоянием дел в нашем сельском хо­ зяйстве, в нашей педагогике, в нашей культуре, в нашей нравственности,.. Эта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2