Сибирские огни, 1987, № 6
У ШИгКНОІ/І полки А л . Береснев. Подснежник. Новосибирское кн. изд-во, 1936. Наверное, каждый согласится: для того чтобы рождались хорошие детские сти хотворения, надо быть прежде всего человеком добрым. Но при этом доброта не должна быть заданной или «академич ной» — когда в стихотворении есть «мо раль», «полезный урок». Беда здесь не столько в назидательности или нравоучи тельности, сколько в рационализме, кото рый является непременной составной все го «заданного», «запрограммированного». Вот почему стихотворения, адресованные детям, должны отличаться не только глу биной поэтического чувства — как и стихи для взрослых, — в них должны быть наивность и непосредственность пе реживания, свойственного маленьким чи тателям, Кот Василий напроказил: Он тайком в сметану лазил. Мама Ваську вмиг за дверь: «Вот намерзнешься теперь!* Хоть и нрава он плохого. Жалко мне кота до слез; Ведь его совсем босого Выгоняют на мороз. Казалось бы, куда «педагогичнее» было бы одобрить наказание: ведь оно хотя и суровое, но вполне по заслугам, тем бо лее что кот, судя по всему,— «хрони ческий» воришка. Но здесь своя логика чуткого детского сердца, которое так умеет понимать Александр Береснев. Соб ственно, подлинная поэзия и вырастает из этой нелогичности чувства, обостряющего духовное зрение. И как хорошо, что в стихотворении Александра Береснева маль чику до слез жаль кота: в этот момент происходит формирование человеческой души по законам доброты. Главный герой поэзии Александра Бе реснева — деревенский мальчишка,— об щаясь с животными, полон ощущения духовного равенства. Поэтому закономер но, что они в понимании мальчика — равноправные друзья людей. Вот — коро ва Зорька: когда, нарядившись во «взрос лую» одежду, ребята хотели ее подоить, юна мгновенно раскусила хитрость. И победно промычала- «Ну и выдумщики! Му-у-уІ Я же с самого начала Разгадала, что к чему». И живо представит себе любой ребенок эту сообразительную корову, которую не так просто обвести вокруг пальца. Александр Береснев не боится поста вить своего героя в неловкое положение перед «лицом» четвероногого друга и да же показать превосходство животного. Между их внутренними мирами автор не делает стеклянных перегородок, никому не отдает предпочтения. Поэт никогда не щелкает какого-нибудь своего героя по носу, — мол, знай свой шесток — как это сделал один стихотворец, заставив девочку, жующую шоколадные конфеты, сказать коту, который смотрит на нее во все глаза: «Я не дам тебе конфет —- бу дешь толстый, как буфет». Юмор полу чился не только уличный, но и эгоистич ный. А не прорастут ли такие семена в детской душе чувством пренебрежения, бездушности не только к животному МИ РУ? Главный герой Александра Береснева — современный маленький крестьянин, его родители простые труженики: («я отцу обед несу, он пастух, коров пасет), мать — доярка, дед — что называется — «от сохи». И вполне естественно, что мальчик видит мир по-крестьянски, умея оценить «особинку», красоту каждого растения. Вербы первыми в апреле У овражка расцвели, Словно им на ветки сели Бело-желтые шмели. Вешним солнышком согретый, Скачет к вербам воробей И глядит, как ветер с веток Сдуть пытается шмелей. По-крестьянски несуетливая любозна тельность, с которой смотрит непоседа на знакомую вербу, позволяет ему увидеть чудо реальной, а не вымышленной приро ды. И как хорошо, что с этой маленькой сказкой он встретился не на картинке с изображением неведомой экзотической страны, а неподалеку от отчего дома, у овражка. Об этих вербах и этих овраж ках скажет он, повзрослев: «Тихая моя Родина...» Ведь именно здесь корни его патриотизма, любви к своему, родному. В народной педагогике не принято отстранять ребенка от посильного участия в делах взрослых. Эта черта ярко выра жена и в поэзии Александра Береснева. Снова дедушка лошадку В волокушу запряжет. Сивку я пришпорю пяткой, Свистну звонко — и вперед. Я верхом легко проеду Там, где трактор не пройдет. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2