Сибирские огни, 1987, № 6

У ШИгКНОІ/І полки А л . Береснев. Подснежник. Новосибирское кн. изд-во, 1936. Наверное, каждый согласится: для того чтобы рождались хорошие детские сти­ хотворения, надо быть прежде всего человеком добрым. Но при этом доброта не должна быть заданной или «академич­ ной» — когда в стихотворении есть «мо­ раль», «полезный урок». Беда здесь не столько в назидательности или нравоучи­ тельности, сколько в рационализме, кото­ рый является непременной составной все­ го «заданного», «запрограммированного». Вот почему стихотворения, адресованные детям, должны отличаться не только глу­ биной поэтического чувства — как и стихи для взрослых, — в них должны быть наивность и непосредственность пе­ реживания, свойственного маленьким чи­ тателям, Кот Василий напроказил: Он тайком в сметану лазил. Мама Ваську вмиг за дверь: «Вот намерзнешься теперь!* Хоть и нрава он плохого. Жалко мне кота до слез; Ведь его совсем босого Выгоняют на мороз. Казалось бы, куда «педагогичнее» было бы одобрить наказание: ведь оно хотя и суровое, но вполне по заслугам, тем бо­ лее что кот, судя по всему,— «хрони­ ческий» воришка. Но здесь своя логика чуткого детского сердца, которое так умеет понимать Александр Береснев. Соб­ ственно, подлинная поэзия и вырастает из этой нелогичности чувства, обостряющего духовное зрение. И как хорошо, что в стихотворении Александра Береснева маль­ чику до слез жаль кота: в этот момент происходит формирование человеческой души по законам доброты. Главный герой поэзии Александра Бе­ реснева — деревенский мальчишка,— об­ щаясь с животными, полон ощущения духовного равенства. Поэтому закономер­ но, что они в понимании мальчика — равноправные друзья людей. Вот — коро­ ва Зорька: когда, нарядившись во «взрос­ лую» одежду, ребята хотели ее подоить, юна мгновенно раскусила хитрость. И победно промычала- «Ну и выдумщики! Му-у-уІ Я же с самого начала Разгадала, что к чему». И живо представит себе любой ребенок эту сообразительную корову, которую не так просто обвести вокруг пальца. Александр Береснев не боится поста­ вить своего героя в неловкое положение перед «лицом» четвероногого друга и да­ же показать превосходство животного. Между их внутренними мирами автор не делает стеклянных перегородок, никому не отдает предпочтения. Поэт никогда не щелкает какого-нибудь своего героя по носу, — мол, знай свой шесток — как это сделал один стихотворец, заставив девочку, жующую шоколадные конфеты, сказать коту, который смотрит на нее во все глаза: «Я не дам тебе конфет —- бу­ дешь толстый, как буфет». Юмор полу­ чился не только уличный, но и эгоистич­ ный. А не прорастут ли такие семена в детской душе чувством пренебрежения, бездушности не только к животному МИ­ РУ? Главный герой Александра Береснева — современный маленький крестьянин, его родители простые труженики: («я отцу обед несу, он пастух, коров пасет), мать — доярка, дед — что называется — «от сохи». И вполне естественно, что мальчик видит мир по-крестьянски, умея оценить «особинку», красоту каждого растения. Вербы первыми в апреле У овражка расцвели, Словно им на ветки сели Бело-желтые шмели. Вешним солнышком согретый, Скачет к вербам воробей И глядит, как ветер с веток Сдуть пытается шмелей. По-крестьянски несуетливая любозна­ тельность, с которой смотрит непоседа на знакомую вербу, позволяет ему увидеть чудо реальной, а не вымышленной приро­ ды. И как хорошо, что с этой маленькой сказкой он встретился не на картинке с изображением неведомой экзотической страны, а неподалеку от отчего дома, у овражка. Об этих вербах и этих овраж­ ках скажет он, повзрослев: «Тихая моя Родина...» Ведь именно здесь корни его патриотизма, любви к своему, родному. В народной педагогике не принято отстранять ребенка от посильного участия в делах взрослых. Эта черта ярко выра­ жена и в поэзии Александра Береснева. Снова дедушка лошадку В волокушу запряжет. Сивку я пришпорю пяткой, Свистну звонко — и вперед. Я верхом легко проеду Там, где трактор не пройдет. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2