Сибирские огни, 1987, № 6
новные эпизоды необыкновенной н дол гой его жизни. Собирая все, что имело прямое или косвенное отношение к Лежену, я не мог не интересоваться его окружением. С го дами, так же, как Лежен, стали мне до роги его товарищи — испанский писатель- революционер Исидоро Асеведо и болгар ская революционерка Адела Николова. Они жили вместе с ним в Москве и в Новосибирске, они похоронили его в Си бири. Каждый из них в своей стране совер шил подвиг, не менее значительный, чем подвиг Лежена. Другие времена, другие страны. Но тот же революционный геро изм, та же верность пролетарскому зна мени, та же любовь к Советской России, которая приняла их как родных сыновей и дочерей. Одна мечта была у них у всех — увидеть свой народ освобожденным, и не случай но все трое были активными деятелями Международной Организации Помощи борцам Революции (МОПР), Только Аде ла Николова возвратилась после войны в родную Болгарию, Лежен и Асеведо остались у нас навсегда. Рядовые великой армии коммунистов, они славно потрудились на своем веку, ис полнили свой долг до конца, потому что не было для них ничего на свете прек раснее революционных традиций и про летарской Солидарности. Борис Петрович Шумаков немало пови дал на своем веку. Тысячи фотографий опубликовал в различных газетах и жур налах. Борис Петрович — фотокорреспон дент «Советской Сибири»1. У него свой архив. Довелось ему и коммунара Лежеиа сни мать, и Асеведо, и Аделу Николову. В начале января 1942 года, выполняя указание ЦК МОПР, председатель новоси бирского обкома МОПР Анна Андреевна Додонова обратилась с просьбой к редак тору «Советской Сибири» срочно организо вать фотографирование Лежена и Асеведо. Было изготовлено десять комплектов фото графий того и другого — в группе и от дельно. Я узнал об этом из материалов ар хива обкома МОПР. Фотографий в «Деле» не оказалось, и я зачастил к Борису Пет ровичу... — Знаю, интересуешься Леженом. Сни мал я его, снимал!— с гордостью говорил Борис Петрович.— У меня негатив есть. Но искать надо. Сейчас не могу, некогда. Сам понимаешь, газета!.. Через недельку я тебе сделаю отпечатки, обязательно сделаю. Через недельку: — Совсем замотался, не искал, прости, ну — вот так!— некогда А тут в район по сылают. Теперь только после командиров ки... Ты не волнуйся, я найду, сделаю, не дельки через две... Б. П. Шумаков за свой многолетний добро совестный труд был награжден орденом «Знак Почета». На Всероссийской фотовыставке в Моск ве в 1985 г„ посвященной 40-летию Победы со- ветского народа в Великой Отечественной войне, он представил серию снимков «Сибиряки — фрон’ ту», награжден за нее Почетным знаком и дипло мом. (Примеч. публикатора). .162 Месяца через два он сам остановил меня в коридоре редакции: — Нашелся! Портрет Лежена нашелся. Заходи. Специально для тебя отпечатал,— и показал мне фотографию Лежена, све женькую, глянцевую, тринадцать на восем надцать. Редкая фотография. Последний снимок последнего парижского коммунара, Лежен снят за несколько дней до смерти. Но я не проявлял особенного восторга. Я знал: фотография публиковалась в «Совет ской Сибири», в «Комсомольской правде», «Вечернем Новосибирске», «Молодости Си бири», в журналах «Огонек», «Советское фото», «Костер» и в других изданиях. Вот уже двадцать пять лет известен был только этот портрет Лежена. — И это все?.. — Все,— грустно признался Борис Пет рович.— Я не нашел пленку. У меня сохра нился портрет, я сделал с него новый нега тив. — По, Борис Петрович... Нужна имен но пленка! Там же не один Лежен. Там Исидоро Асеведо. Там еще кто-то. Там должна быть Адела Николова. Вы помни те Аделу Николову?.. — Это кто такая?.. — Болгарская революционерка. Пере водчица Лежена. Жила в одном номере с ним... — Была там одна старушка, ухаживала за Леженом... Вошла ли в кадр, не знаю... А вот Асеведо искать буду. Не может быть, чтобы пленка пропала. Через полгода я получил от Шумакова два неопубликованных портрета Асеведо и — фотографию: Асеведо, Лежен, Адела Николова... Фотография представляла со бою наполовину обрезанный по горизонта ли кадр: между Асеведо и Леженом, Леже ном и Николовой виднелись еще фигуры. — Пленку, Борис Петрович, покажите пленку!.. В красноватом сумраке лаборатории я рассматривал негатив сорок второго года. — Сколько раз вы были у Лежена в гостинице?.. — Я был один раз, когда снимал... Пом ню, Лежена мы усадили в кресло с высо кой спинкой. Был он дряхл... К спинке кресла мне пришлось приспособить специ альную подставку с подушкой, чтобы уло жить голову, приспособление мы, конечно, замаскировали, так я его и снимал... Асеве до, тот другой, энергичный, подвижный, с палочкой, с огромной белой бородой, сам приходил в редакцию... Вот все, что помнил Борис Петрович. Я уговорил Шумакова сделать отпеча ток, и на этот раз очень скоро, дня через два, он подарил мне и этот снимок. Тотчас направился я к одному из старей ших сибирских журналистов — Евгению Филипповичу Иванову, показал ему фото графию. — Это Араличев,—сказал Филиппыч. — Кто такой Араличев? — Из эвакуированных, москвич, во вре мя войны работал в «Советской Сибири». Вероятно, возвратился в Москву. Араличева я нашел в Москве, говорил с ним по телефону. Лежен?.. Да, помнит. Он, Араличев, давал репортаж с его похорон! Все материалы остались в Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2