Сибирские огни, 1987, № 6

тории и этнографии алтайцев? — спрашива­ ет Сергей Николаевич в своем письме.— Если были такие издания, пожалуйста, при­ шлите мне их». Далее поэт сетует, что нам не удалось много поговорить в Москве об истории, о людях и природных богатствах алтайских гор. «Я давно интересуюсь Алта­ ем, историей алтай-кижи...». Так и было написано— «историей алтай-кижи». Это го­ ворит о том, что Сергей Николаевич был неплохо осведомлен о происхождении моего древнего народа. Я же не стал ему сооб­ щать общеизвестное, что тюркоя.зычное пле­ мя т е л е вышло из хуннской среды, а мы, от него, теле. Но все же, помнится, отпра­ вил кое-какие книги, касающиеся нашей истории. Как-то мы с ним встретились в Централь­ ном Доме литераторов и в кафе нижнего этажа сидели за одним столиком. От конья­ ка он отказался. Пили кофе, ели бутербро­ ды. Тихо шла наша беседа. Сергей Никола­ евич курил и, кажется, очень много курил. — А вы, Борис, из какого племени-сеока? — спросил он и, слушая меня, внимательно смотрел своими будто о чем-то грустящими зеленовато-синими глазами. А я ему сооб­ щил, что я происхожу из телесов — одного из самых больших И главных родов Горного Алтая, которые жили по берегам Телецкого озера. И это знаменитое озеро свое русское название получило по имени нашего племе­ ни-сеока. В прошлом телесы и теленгиты были большим народом, не говоря о таких родах-сеоках, какими являются кыпчаки и тодоши. — А кипчаков у вас много? Я заметил, что он произносит «к и п ч а- к и», а пишет, как говорится у нас,— «к ы п- ч а к и». — Точно не могу сказать, сколько их ты­ сяч ныне. Но довольно много. Мать моя из рода кыпчак... — Да?! Вы, оказывается, из княжеских родов? — пошутил Сергей Николаевич и, глухо смеясь, закашлялся.— Пожалуйста, простите, что прервал вас. Продолжая нашу беседу, смотрю в его доброе, мудрое лицо, покрытое множеством морщинок, на его большой сократовский лоб. Вижу, что зеленовато-синие глаза ожи­ вились: слушает внимательно, с интересом. Я ему стараюсь доказать, что алтайцев раньше было очень много. Об этом свиде­ тельствуют пословицы, касающиеся только лишь телесов да теленгитов, не говоря о других племенах. Например, «крупнее верблюда животного нет, крупнее телесов рода нет». Или — «теленгитов больше, чем пестрых берез». А берез-то ведь на Алтае невероятно много, их не счесть!.. В тот раз, а может, в другой нашей бесе­ де с Сергеем Николаевичем о кыпчаках (я точно теперь не помню) вдруг он поинтере­ совался, знаком ли я с казахским русско­ язычным поэтом Олжасом Сулейменовым Он так и сказал — к а з а х с к и м р у с ­ с к о я з ы ч н ы м поэтом... Конечно, я был знаком с ним. Было даже время, когда в годы совместной учебы в Литинституте мы частенько оказывались за одним тастарха- ном, то есть за дружеским столом. В одной из своих книг, присланных мне, он собст­ венноручно поставил такую надпись: «Да будут славны те народы, к которым мы принадлежим». 156 Я сказал Маркову, что эпиграфом к одной из глав этой книги взято его четверостишие: В великом «Слове о полку», как буйная трава, вросли в славянскую строку кыпчакские слова. — Это из стихотворения, посвященного ему, Олжасу,— уточняет Сергей Николае­ вич Марков. На мой взгляд, глубоко интернациональ­ ное это стихотворение русского поэта за­ канчивается прекрасно: Еще напишет в добрый час о пламенной строке мой юный друг — кыпчак Олжас — на русском языке! «Я не был только в аду»,— писал Сергей Марков в одном из своих стихотворений в начале шестидесятых годов. И это действи­ тельно так. В начале своего жизненного пути он познал много горя. Звезды его дет­ ского счастья гасли одна за другой. В 1919 году от сыпного тифа умирает его отец. Мать остается одна, имея на руках шесте­ рых детей. Самым старшим среди них был Сережа, которому от роду всего тринадцать лет. Через два года, когда мальчику еще полностью не исполнилось пятнадцати, по­ гибает от холеры его мать. Чтобы помочь своим братьям и сестрам, юный Сережа Марков, сын бывшего землеустроителя, на­ чинает работать газетчиком. Первое его стихотворение с громким названием «Рево­ люция» печаталось на страницах газеты «Красный вестник», а в 1928 году в третьем номере журнала «Сибирские огни» появи­ лось первое его произведение в прозаиче­ ском жанре— новелла «Голубая яшерица». До того как познакомиться с Сергеем Николаевичем Марковым, конечно, я читал и знал некоторые его книги, но не более. А после личного знакомства и общения мне стало интересно буквально все, что рас­ сказывает и пишет этот человек. Не помню, кто свел нас, двух сибиряков, к тому же очень любящих горы голубого Алтая. Помнится очень хорошо, что мы почти ежедневно встречались и общались в кулуарах четвертого съезда писателей Российской Федерации. Это было в Колон­ ном зале Дома Союзов. Однажды Сергей Николаевич меня уди­ вил, спросив, есть ли сейчас в Горном Ал­ тае шаманы, очень своеобразные, по его мнению, поэты-импровизаторы и артисты- плясуны с огненным темпераментом. Услы­ шав отрицательный ответ, он весело улыб­ нулся: — В двадцатых годах шаманы по Улале (так раньше назывался Горно-Алтайск.— Б . У.) ходили со своими бубнами, как ны­ нешние чиновники с неизменными портфе­ лями... Слушая Сергея Маркова, я вспоминал его стихи, в которых есть такие строки: Я шел на Улалу. Мне встретилась скала, И я спросил скалу: «Далеко Улала?». Ответ гранитных уст Я слышал в первой мгле: «Спроси терновый куст, Он ближе к Улале...» Судьба и характер Сергея Николаевича Маркова, не побоюсь такого сравнения, по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2