Сибирские огни, 1987, № 6
но так. Полагаю, автор «Печального детек тива», называя свое произведение романом, прекрасно сознавал, что среди других лите ратурных жанров роман обладает наибо лее гибкой структурой, способной четко следовать авторской мысли, что в романе, как, скажем, в шахматах, заложены прак тически неограниченные вариативные, имп ровизационные возможности, способст вующие максимальному раскрытию худож нической мысли и творческому самовыра жению. Потому, наверное, при всей внешней неприбранности, некоторой, я бы сказал, спонтанности, даже, на первый взгляд, произвольности возникновения отдельных Сцен и эпизодов, авторских размышлений И т. п., перед нами все-таки роман, роман, объединенный личностью главного героя, авторской идеей и позицией. Не всегда, правда, такое объединение ор ганично: побочные «ветки» порой выпирают, топорщатся своими сучками... Впрочем, к выбору жанра, пожалуй, это и не относится, поскольку «неприбранность» и стилевой разнобой можно встретить и в романе М. Щукина, написанном в традици онном духе, и даже в повести «Пожар», наиболее художественно цельной из дан ных трех произведений. Зато непременно относится к вопросу о том, говоря словами В. Белинского,--- «точно ли это произведе ние изящно, точно ли этот автор поэт». Собственно говоря, и бурная полемика, развернувшаяся вокруг этих произведений, прежде всего — «Пожара» и «Печального детектива», свелась, главным образом, к Определению меры художественности, к со отношению в них художественного и пуб лицистического. Показательны в этом пла не дискуссия о месте публицистики в худо жественной прозе1 и обсуждение романа «Печальный детектив» под весьма приме чательным заголовком «круглого стола» — «Художник или публицист — кто прав?»1 2. Разделяя многие частные замечания, про звучавшие и в дискуссии, и в обсуждении, касающиеся не всегда тщательной выдел ки авторами «Пожара» и «Печального де тектива» художественной ткани произве дений, о чем, кстати, выше уже было ска зано, в то же время никак не могу принять самое постановку вопроса как некой без апелляционной альтернативы. В том-то все и дело, что истинный худож ник всегда еще и публицист. Хотя бы пото му, что поднимает самые животрепещущие 1 См. «Литературную газету», №№ 3, 5, 6, 7, 12. 17 за 1986 г. 2 «Литературная газета», 27 августа 19Я6 г., № 35 . проблемы бытия, говорит о больном и на сущном, близком всем нам, Думаю, что это настолько очевидно, что не нуждается в каком-то особом растолковывании. Да, в общем-то, и не это смущает поборников чистой художественности. Смущает их ско рей то обстоятельство, что все чаще нынеш ний писатель выходит на прямой контакт с читателем, без изобразительных затей и завуалированностей, без «эзоповского» языка, а прямым, как говорится, текстом высказывая наболевшее. Впрочем, «высказывая» — наверное, не то слово, ибо и у В. Распутина, и у В, Ас тафьева, и, в значительной степени, у М. Щукина мы имеем дело не с исповедью и уж тем более не с жалобой, как показа лось многим читателям и критикам, на жизнь, не с брюзжанием по поводу недо статков в нашей действительности, а со страстной гражданской проповедью, в кото рой голос автора, сливаясь с голосами близ ких ему героев (Егорова ли, Сошнина или Агарина с Савватеевым), обретает особен ные высоту, пронзительность и силу, ли шающие нас безмятежной успокоенности и благолепного душевного комфорта, силу, к тому же, возбуждающую, активную, нап равленную на исцеление человеческих и об щественных недугов. И разве не есть эта глубоко проникающее воздействие признак подлинной художест венности? Разве не тот ли это счастливый случай, когда именно публицистическая прямота и заостренность становятся важ нейшей чертой художественности? И, нако нец, разве не созвучно все это духу наше го времени, не отвечает магистральным целям и задачам сегодняшней литературы, которые, кстати, очень точно, на мой взгляд, сформулировал в одном из послед них своих выступлений В. П. Катаев: «...Задача каждого пишущего заключает ся в том, чтобы как можно быстрее во влечь читателя в активное осмысливание всего того, что происходит в данное время в стране или в мире, что помогло бы ско рейшему росту его общественно-политиче ского сознания, укреплению его граждан ской позиции, заставило бы тут же, немед ленно включиться в борьбу с недостатка ми, преодолевать сложившиеся трудности, активно вмешиваться в производственную и социальную жизнь общества. В этом и со стоит сила литературы». К решению этой задачи авторы «Пожа ра», «Имени для сына», «Печального детек тива» подошли с высочайшей мерой ответ ственности и полной самоотдачей, мобили зовав все силы души и таланта,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2