Сибирские огни, 1987, № 6
В Сошнине мы видим счастливое соче тание духовной, нравственной (да и физи ческой тоже) силы, то сочетание, которое способствует цельности и гармонии лично сти. Не следует, правда, делать из этого далеко идущий вывод, что писатель создал некий идеальный тип, безусловный обра зец для подражания. В. Астафьев к этому просто и не стремился, о чем он и скажет откровенно в вышеупомянутом интервью: «Меня интересовал герой, боже упаси, назвать идеальным — просто человек со вестливый, можно сказать, цельный. И все низкое, что обрушивается на него, на цель ного человека, дробит его жизнь, дробит его душу. Он начинает задумываться, поче му такое происходит. Начинает с себя. Всегда надо начинать с себя, тогда дой дешь до общего, общегосударственных, общечеловеческих проблем. Мы живем сре ди людей, как в крашеном доме,— сколько ни пишут «Осторожно — окрашено», все равно где-нибудь да мазнешься... Не делал я Сошнина ни выпивохой, ни бабником, но не делал и конфетным. Есть и эгоизм, и чувство усталости, раздражения, даже не которой жестокости — жестокости на жестокость» >. Идеальным Сошнин, действительно, не стал, не превратился в ходячую доброде тель, но психологически достоверным, жиз ненным, близким по-человечески стал не сомненно. Фигура Леонида Сошнина в творчестве В. Астафьева во многом новая, О мили ционерах, переквалифицировавшихся в ли тераторы, он и в самом деле еще не писал. Хотя до него-то как раз образы служите лей общественного правопорядка в совет ской литературе (и не только детективной) возникали не раз. В качестве наиболее удачных можно вспомнить участковых, изображенных Б, Васильевым и В. Липато вым. И сердечности, и цельности им тоже было не занимать. И нацеленности на борь бу со злом. Тем не менее сходство между ними и Сошниным минимальное. Дело тут, видимо, вот в чем. Герои Б. Ва сильева и В. Липатова, без страха и упре ка, исполняя свой нелегкий служебный долг, ловя преступников, охраняя социа листическую собственность, тем не менее почти не задумывались о том, «что с нами происходит», и уж тем более над тем, «как на свете жить»? И то, и другое для них не требовало особых разъяснений, как не требовало до поры до времени и для Сош нина, для которого народ «долгое время делился на преступный мир и непреступ ный мир». Скажем, у того же Анискина жи тейский, нравственно-этический и служеб ный опыт, взаимообогащая друг друга, находятся в полном единстве: представле ния о жизни и человеческом поведении весьма естественно переносятся героем В. Липатова в сферу его милицейской прак тики. Сейчас, когда мир не просто услож нился, а и многое в нем перепуталось, од но подменилось другим, в одном потоке иной раз оказываются беззаконие и закон, такого совпадения не происходит. Во вся ком случае Сошнину его собственная прак тика, немалый милицейский опыт уже не в состоянии помочь разобраться в проис- 1 Виктор Астафьев. Не лишний багаж —благо родное сердце. «Литературная газета», 5 февра- ия. газъ г. ходящих вокруг процессах. Наверное, еща и поэтому встает Сошнин перед необходи мостью, «прежде чем вплотную засесть за письменный стол, по-новому, вдумчивей и шире, что ли, осмыслить все, что прои зошло и происходит с нами и вокруг нас, научиться смотреть на людей и понимать их не так, как прежде...» Более традиционен Иван Петрович Егоров. Он — своего рода продолжение образа Павла из «Прощания с Матёрой», продолжение уже на том этапе, когда жизнь, ради которой беспощадно сожгли и затопили Матёру и подобные ей деревни, искусственно создав новые поседения типа унылой, безликой Сосновки, наступила. И эта «новая жизнь» тоже прошлась трещи ной разлада с самим собой по душе даже такого крепкого, исконных крестьянских корней человека, каким был Иван Петро вич. Понимание мира как общего дома, где все должны жить в ладу и согласии, делая все, что в силах для его тепла и уюта, вдруг перестало совпадать с реаль ной картиной современного бытия, где как раз вполне обычным становится холод от ношений, отчужденность, безразличие, где на дом чаще смотрят как на ночлег, приста нище, но не как на прочное гнездо. Этот разлад, а обстоятельства жизни в поселке с каждым днем его усиливают, приводит Егорова к пессимизму. Однако есть все основания думать, что он гремен- ный, он — следствие предельной усталости сильного, духовно богатого, но отчаявшего ся бороться в одиночку человека. От нее, усталости, и замышляет Иван Петрович свой уход из поселка. Таким, согбенным, покидающим Сосновку, В. Распутин и по казывает Егорова в финале повести: «Издалека-далека видел он себя: идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроет ся навсегда». Но как-то не верится в это «навсегда». Не верится, что оставит он в беде землю’, которой отдано столько сил и которую, несмотря ни на что, любит и почитает за мать. Автор и не пытается рассеять наше не доверие. «Молчит, не то встречая, не то про- вожая его, земля»,— заканчивается много значительно неопределенной фразой по весть «Пожар». Но хочется надеяться — встречает, ибо и ей, земле русской, без его- ровых тоже плохо. Встречает его, вновь обретающего под воздействием своеобраз ного социального катарсиса духовную проч ность и силу. Встречает с надеждой всех, в ком не угасла еще душа и совесть, кто готов постоять за добро и справедливость. Читая «Пожар», «Печальный детектив», «Имя для сына», лишний раз убеждаемся, какое огромное значение приобретает нынче проблема гражданского и нравствен ного выбора. От точности этого выбора во многом зависит дальнейшее направление судьбы героев произведений В. Астафьева, В. Распутина, М. Щукина. На этом оселке, собственно, и выявляется, кто есть кто, происходит принципиальное размежевание. Вспомним, как в свое время сломались щукинские Воронихин и Козырни, начинав шие жить по совести и справедливости. Конечно, сказались, как мы видели, и об 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2