Сибирские огни, 1987, № 6
пример, как товарищ Егорова Афоня Брон ников, который считает, что с него вполне достаточно, если сам он работает и живет честно, не ворует, не ловчит? Последствия подобного примиренчества, 3 современная жизненная практика это красноречиво доказала, могут зайти очень далеко, приводя к размыванию веками ут верждавшихся границ между добром и злом. И не без чувствительного содействия такого рода примиренчества, по точному наблюдению В. Распутина, «движение через черту сделалось двусторонним, люди при нялись прогуливаться туда и обратно, по- приятельски пристраиваясь то к одной компании, то к другой», а «добро и зло перемешались», в результате чего «не естественная склонность к добру стала мери лом хорошего человека, а избранное удобное положение между добром и злом, постоян ная и уравновешенная температура души». И вот это, наверное, самое страшное, са мое, что, пожалуй, больше всего тревожит сторонников добра и справедливости в «Печальном детективе», «Имени для сына», «Пожаре». В конце концов, и Агарин, и Сошнин, и Егоров выступают не просто про тив каких-то отдельных недостатков или конкретных злоупотреблений, не только в осуждение неверных и отживших методов руководства.. Идет борьба прежде всего за душу человеческую, за чистоту и прочность нравственных устоев. В этом состоит глав ная художническая задача всех трех авто ров, которую М. Щукин сумел выразить уже в эпиграфе к роману, взяв стихи из вестного поэта Вас. Федорова: «Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нель зя». В том и суть тревоги: «Но ведь души, как и земля, не могут быть в запустении!» Не могут. Не должны. Об этом же печет ся и Иван Петрович Егоров, когда спорит с начальником участка Водниковым: «— План, говоришь? План? Да лучше б мы без него жили!.. Лучше бы мы другой план завели — не на одни только кубомет ры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколь ко душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!..» Думая о пользе дела, материальной и экономической выгоде, о научном и техни ческом прогрессе, о различного рода преоб разованиях и перестройках в городе и де ревне, ни на мгновение не надо забывать, что за всем этим стоят люди, и от того, какими будут они, зависит — во что обра тятся их деяния (мысль, прямо скажем, не новая, но, увы, слишком часто и повсе местно в преобразовательном рвении игно рируемая). И как тут не согласиться с до морощенным деревенским философом Аристархом Нестеровичем из романа «Имя для сына», который говорит о том, что мы «машины строим быстрее, чем люди умне ют». Это, кстати, всемирная проблема и, ви димо, из разряда вечных. Едва ли не в лю бой стране прогресс технический значитель но опережает прогресс духовный, в чем, пожалуй, и основная причина того, что в нашем цивилизованном мире не уменьша ется ни зла, ни лжи, ни подлости человече ской. И пока есть еще на свете те, кто, го воря словами того же Аристарха Нестеро вича, «духом хиреют», художник не может, не имеет права успокаиваться, ибо не долж 150 но прорасти крапивное семя бездуховно сти, убивающее веру в необходимость жить честно, справедливо. Вот еще почему так высок накал всех трех произведений, о ко торых мы ведем здесь речь, Сила и особенная ценность повести «По жар», романов «Печальный детектив», «Имя для сына» не только в их острокри тическом пафосе, глубоком проникновении в суть негативных явлений, но не меньше и в том, что в них есть кому «противостоять безумию, дикости». Иван Петрович Егоров, Леонид Сошнин, Андрей Агарин... Всех их объединяет цельность натуры, совестли вость, обостренная жажда справедливости. И каждый из них в той или иной мере, с той или иной степенью приближения отве чает на вопрос, каким должен быть, каким видится положительный герой наших дней О таком герое в последние годы говори лось много, и это не удивительно — обще ственная потребность в нем резко возросла. Но далеко не всегда практические усилия литераторов в этом направлении приводят к успеху. И чаще всего потому, что некие положительные модели конструируются в отрыве от реальности. Живя и действуя по воле их создателей в режиме наибольшего благоприятствования, они неизбежно по крываются налетом фальши и лакировки. При этом игнорируется та очевидная исти на, что героическое по-настоящему прояв ляется и утверждается лишь в преодолении зла, проявлений воинствующего мещанства, обывательской грязи и пошлости как в ок ружающем мире, так и в себе самом. Тем, например, и привлекает Леонид Сошнин, что, кроме борьбы с обстоятельст вами, он находится в постоянной борьбе за собственное совершенство. Ничем особым, на первый взгляд, Сош нин не выделяется. Автор романа даже считает нужным это подчеркнуть. «Чувство юмора и терпимость... У него иных-то доб родетелей и не было»,— говорит он, имея, конечно, в виду не терпимость к злу и на силию, а терпимость к человеческим сла бостям. А вот читатель без труда обнару жит в «грубошерстном, крепленом костью и жилами» опере большое и чуткое сердце, способное вместить в себя и горькую па мять о безвозвратно ушедших близких, и отозваться болью на боль других. Не удивительно, что даже после ухода Сошни- на на пенсию люди продолжают обращать ся к нему со своими бедами, ищут у него помощь и защиту. Быть для всех тех, кто в нем нуждается, надежной опорой, навер ное, и есть основное назначение сошниных, Впрочем, если взглянуть шире, то миссия сошниных на земле еще более глобальна, о чем В. Астафьев недвусмысленно заявил в одном из своих интервью по поводу «Пе чального детектива»: «Только сильные нравственно, духовно люди способны удер жать на своих плечах мир, уберечь его от распада, разложения, устоять против вой ны. Мещане, пьянь, ворье, быдло всякое — они не могут противостоять» *.1 1 Виктор Астафьев. Не лишний багаж — благо*' родное сердце. «Литературная газета», 5 февраля 1936 в.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2